Энциклопедия
Харламов Алексей Алексеевич
русский портретист

Харламов Алексей Алексеевич (1840-1925) – русский портретист.

Харламов Алексей Алексеевич, художник

Русская история нередко знакомит нас с примерами блестящих талантов, появившихся на свет не в благодатной творческой среде, а в невероятно тяжелых условиях жизни, где судьбу человека определяет счастливый случай, невероятная работоспособность и упорство. Рождение таланта всегда воспринимается как великое таинство, как подарок судьбы для нас, зрителей. Мог ли бедный юноша Алеша Харламов предположить. что он, седьмой ребенок в многодетной крестьянской семье станет знаменитым художником, портретистом, будет учиться и жить в Европе.

В 1850 году большая семья Харламовых после «получения вольной» приехала в Санкт-Петербург. Алексей стал заниматься в мастерской В.Я Афанасьева в Академии художеств на правах вольнослушателя. Способности юного художника развивались стремительно, и в 1854 году он становится действительным студентом Академии, оказывается учеником профессора А. Т. Маркова, был удостоен самых высших наград, золотыми и серебренными медалями.

Ранее творчество Харламова – это период поиска своего собственного стиля, сюжетная основа работ, отвечает духу времени и тем идеям, которые пронизывали демократическое искусство: «Кормление детей» (1869), «Сестры» (1870), «Юный художник. У камина». После окончания Академии в 1869 году в числе лучших учеников Харламов отправился в творческую поездку в Европу, изучать искусство старых мастеров в музеях Франции, Англии, Италии и Германии. На какое-то время Харламов обосновался во Франции, в городе, о котором долго мечтал. Атмосфера художественной жизни, искусство прославленных мастеров - здесь все дышало творчеством.

1871 году художник получил первый большой заказ от петербургской Академии на копию с полотна Рембрандта «Урок анатомии доктора Тульпа» из дворца Маурицхейс в Гааге. Находясь за границей, Харламов не терял связей с Россией, он вступил в Товарищество передвижников и ежегодно участвовал в выставках объединения, отправляя туда свои картины.

Тот самый знаменитый стиль харламовского портрета сформировался во Франции, под влиянием модного живописца Леона Бонна. Стал ли Харламов пленником салонного искусства, увлекся ли он коммерцией, или же из-за своего нищенского происхождения хотел большей славы и внимания зрителей, нам это не известно. Харламов был талантливым живописцем, романтиком, он быстро перенял методы Л. Бонна, научился передавать точное портретное сходство с моделью, блестяще имитируя стиль старых мастеров. Томные женские образы с широко открытыми глазами искренне и нежно смотрели на зрителя. Фигуры, написанные легкими свободными мазками, растворялись в световоздушной среде, теряя четкие грани и контуры. Леона Бонна научил Харламова своему ремеслу, но в тоже время ограничил возможности творческого поиска, который необходим художнику для развития.

Срок его творческой командировки закончился в 1875 году, но в России художнику оставаться уже не хотелось. Он полюбил Францию за долгожданную свободу творчества, за любовь зрителей, за новые возможности для карьеры. В 1876 году Харламов – известный русский портретист- в Париже открывает модное ателье на улице Пляс Пигаль. А. А. Харламов писал пейзажи, натюрморты, но в истории искусства он остался художником одного стиля. Его портеры, написанные мастерски, роднит общий колорит и схожесть композиций. Он был очень востребован как художник, на пике его популярности от заказов не было отбоя.

Харламов приобрел имение в городе Вел, дружил с со знаменитостями – писателем Тургеневым, супругами Виардо и певицей Фелией Литвин. Он жил полной жизнью, общался с друзьями, участвовал в салонных выставках и писал портреты парижан.

Впоследствии тот стиль, в котором работал художник, изжил себя, заказов становилось все меньше и меньше. Когда-то блистательный живописец закончил свои годы в бедности и одиночестве. Единственным человеком, оставшимся с ним до конца, как дочь, была Фелия Литвин, проводившая его и в последний путь.