Энциклопедия
Шемякин Михаил
знаменитый художник

Шемякин Михаил Михайлович – знаменитый художник, переживший времена забвения и всемирной славы, человек-легенда, талантливый скульптор, оригинальный в воплощении своих замыслов график, автор смелых идей в сфере развития современного искусства и театра.

художник Шемякин Михаил

Михаил Шемякин родился в 1943 году в Москве. Его детские годы прошли в Германии, в городе Кенигсберге, где служил его отец. В 1956 году, когда семья вернулась в Россию, он поступил в школу при Институте живописи им. И. Е. Репина. Уже тогда, в самом начале своего творческого пути, Шемякин проявил себя как тонкий колорист и великолепный рисовальщик. Однако большому таланту было тяжело удержаться в строгих рамках академической программы. Из-за серьезных расхождений в этапах учебного процесса и за неформальное выражение своих мыслей Михаил был отчислен. За десять лет скитаний он не переставал заниматься творчеством, сменил несколько рабочих профессий, участвовал в андеграундных выставках, лечился от депрессии, даже трудился такелажником в Эрмитаже, успевая копировать западноевропейских мастеров и изучать историю искусств. К 1967 году М. Шемякин собрал вокруг себя единомышленников и организовал группу «Санкт-Петербург». Объединившаяся вокруг Михаила Шемякина и философа Владимира Иванова братия художников открыто выступала с независимой позицией – свободно и дерзко выражать свои мысли в искусстве, избегать социальных штампов, душащих творчество стереотипов и догм. Созданная лидерами теория метафизического синтетизма была посвящена поиску нового изобразительного языка в иконописи, изучению живописи средневековой Руси, Византии и Европы. За это дерзкое воплощение своих художественных и философских идеалов и за полную отрешенность от социальной действительности Шемякина выдворили из страны. Его яркий, неповторимый стиль, вобравший в себя все гротескные черты мистических персонажей сказок Гофмана, был чужд и непонятен властям.

В 1971 году Шемякин поселился в Париже. Он активно занимался творчеством, устраивал выставки своих друзей-художников и поэтов-нонконформистов. В 1981 году он переезжает в США и с этого времени живет в Нью-Йорке. Шемякин полюбил Америку за открывшиеся перед ним как вольнолюбивым художником новые возможности, за стремительный ритм индустриальной жизни, в который он моментально влился. С юности Михаил обладал непревзойденной трудоспособностью и желанием охватить как можно больше тем для изучения. В Америке он продолжил свои исследования в области религиозного искусства, интересовавшие его еще в России, искал и находил выразительные художественные решения для своих гениальных идей и фантасмагорий. Шемякин воплощал в произведениях свои творческие фантазии и мысли о новых идеалах красоты, создал множество комичных, порой неприглядных, но очень схожих меж собой персонажей. Его редкий дар и огромный творческий потенциал были по достоинству оценены американскими критиками и коллегами. Шемякин получил пять почетных докторских степеней, создал Институт философии и психологии искусства.

На свою родину он вернулся в 1997 году уже сложившимся художником, метром искусства. Постепенно началась и художественная реабилитация творчества Шемякина, возрос интерес к его работам и яркой личности, к нему с воодушевлением и любопытством потянулись журналисты. Всем хотелось узнать, что это за странные, длинноносые, страшные, таинственные, злобные герои. Какие тайны они хранят и почему так будоражат сознание зрителя. Шемякин рассказывает о своем увлечении театром масок народной итальянской комедии дель арте, о том, что он сам собирает японские маски с куда более длинными носами, чем его персонажи. По его словам, нос – это главная деталь в образе актера, а профиль героя должен быть выразителен и виден издалека. Очень многое Шемякин черпает из жизни. Наблюдает за животными и птицами, неожиданно находит свой колоритный типаж. Выразительный птичий клюв трансформируется в его рисунке в образ клоуна или Петрушки. Его вдохновляют маскарады и венецианские карнавалы, кукольные представления и древняя скульптура с острова Пасхи. В каждой работе есть гротеск, авторская ирония над только что преображенной действительностью. Он не пишет с натуры, а умеет быстро «перефразировать» увиденное. Цветные литографии Шемякина выразительны по цвету и ритму линий. В них есть декоративное начало и сосредоточенность на нереальном мире, выдуманном автором. Здесь каждый фрагмент рисунка продуман до мелочей, каждый штрих имеет свое значение и смысл. Фигуры в картинах представлены в вычурных, неестественных позах, сплетаясь друг с другом или переходя из одной в другую. 

Театр занимает одно из важных мест в творчестве Михаила Шемякина. В Петербурге, наверное, не найдется ни одного человека, который бы не смотрел или хотя бы ни слышал о его постановке балета «Щелкунчик» на сцене Мариинского театра. Художник заново знакомит зрителя со знаменитой сказкой, до неузнаваемости преображая персонажей. Премьерный спектакль с успехом прошел в 2001 году. Хотя мало кто знает, что началось все в 1967 году с постановки оперы Шостаковича «Нос» в Ленинградской консерватории. В 2005 году появляется балет по мотивам сказки Гофмана «Волшебный орех» на музыку Сергея Слонимского. Шемякин пишет либретто, делает декорации и эскизы костюмов.

Михаил Шемякин известен и как скульптор. Среди его работ есть произведения мелкой пластики, повторяющие его рисованных клоунов, петрушек и карликов с длинными носами. Его монументальное искусство так же не лишено гротеска и яркой индивидуальности. Созданные им скульптурные произведения так же многочисленны и исторически значимы. В Петербурге – это знаменитый памятник Петру I, памятник Анатолию Собчаку (2003 г.), скульптурная композиция, посвященная жертвам политических репрессий, изваяние памяти архитекторам-первым строителям Санкт-Петербурга, композиция «Царская прогулка» в Константиновском дворце в Стрельне. Шемякин плодотворно работает на родине и никогда не теряет связей с Европой и Америкой, где его скульптура очень востребована. «Сибела» – богиня плодородия – украшает площадь в нью-йоркском районе Сохо, в Венеции стоит его памятник Джакомо Казанове, «Диалог между Платоном и Сократом» установлен в университете Хофстра в Хемпстеде. В 2001 году в Лондоне появился его монумент, посвященный трехсотлетию посещения Лондона Петром Великим; в Москве появилась многофигурная монументальная композиция «Дети – жертвы пороков взрослых». В 2000 году Шемякиным учрежден «Воображаемый музей» в городе Хадсон, штат Нью-Йорк.

М. Шемякин многогранен в своем творчестве и неутомимо плодотворен. Ни один день не проходит без создания нового образа, рисунка или картины. Он невероятно деятельный и целеустремленный человек, требовательный к людям и к себе. Шемякин всегда остается в центре внимания, он сам стремится к общению с интересными и близкими ему по духу людьми. О его дружбе с Владимиром Высоцким ходят легенды. Они познакомились в 1974 г. и до 1981 не переставали общаться, обмениваться новыми идеями и впечатлениями, думать об усовершенствовании действительности, мечтать о преобразовании мира. У них было много общего и в судьбе, и в мироощущении, и в характерах, в желании найти правду и справедливость. В 2008 году по проекту Шемякина был установлен памятник В. Высоцкому. В 2010 году вышла книга с иллюстрациями Шемякина «Две судьбы». Сюда вошли стихи и песни поэта, 12 из которых посвящались Михаилу, и 42 листа цветных литографий.

С 2007 года М. Шемякин живет и работает в Париже, как мастер он по-прежнему востребован и полон творческих планов.