Энциклопедия
Веджвудский фарфоровый завод

 Веджвудский фарфоровый завод.

В 2009 году знаменитый веджвудский фарфор отметил 250-летний юбилей.

Веджвудский фарфор, украшавший когда-то столы европейских и русских правителей, стал символом элегантного английского стиля, безукоризненного мастерства и высокого качества продукции.

История всемирно известной компании Wedgwood берет свое начало в 1759 году. Ее основателем стал потомственный керамист - Джосайя Веджвуд, решивший прославить свой род собственным производством фарфора. Так никому не известный ремесленник, поборов природную скромность и почувствовав в себе огромный коммерческий потенциал, открыл свое дело. Самую большую ставку он делал на новейшие технологии и поиск лучших специалистов, работающих над усовершенствованием фарфоровой массы. У Веджвуда было чутье на профессионалов, и он пригласил к сотрудничеству Томаса Уилдон Фентона – знаменитого мастера по керамике. Деловая хватка, практические знания и настоящее призвание позволили Дж. Веджвуду открыть первую мануфактуру «Ivy House» в Бёрслеме. Там он проводил свои первые эксперименты над созданием качественной массы, из которой получалась фаянсовая посуда сливочного цвета. Эта продукция стала не только всемирно известной, но и получила титул и одобрение королевы Шарлоты.Самым важным отличительным художественным достоинством этого фарфора был декор в виде белых рельефов по нежному цветному фону. Фарфор приобретал особую изысканность стиля, когда на поверхность предметов наносились портреты или классические рельефы. Художественные возможности о области использования такой техники были безграничны декора была. 

Именно из «Джасперовской» массы делали не только вазы, столовые и чайные сервизы, кашпо, подсвечники и другие предметы интерьера, но и изящные камеи, статуэтки, шкатулки и коробочки, рамки для картин и фотографий. Наряду с миниатюрными произведениями, выпускались объемные интерьерные панно и столешницы. Небольшими плакетками веджвудского фарфора декорировали консоли, диваны, комоды, столики, стулья и кресла, что придавало предметам мебели особое изящество. Большую популярность приобрели ювелирные украшения из черного базальта и джаспера. Эта изысканная продукция фабрики сала визитной карточкой Веджвуда.

Самым главным достижением Дж. Веджвуда стало открытие уникальной фарфоровой массы, которая из-за своего богатства оттенков и качеств прочности камня, получило название «яшмовой». Второе название этой массы - «Джаспер» было таким же популярным в обиходе специалистов, ценителей и, в последующее время, коллекционеров.Известно, что Екатерина II, тонкая ценительница искусства прекрасного, заказала для двора в Веджвуде  из этого «сливочного фарфора» два сервиза «Хаск-сервиз» и « Зеленая лягушка».

Самым знаменитым произведением выполненным из «Джасперовской» массы стала «Портландская ваза», ставшая самым знаменательным событием в карьере Дж. Веджвуда, самым долгожданным успехом, кульминацией дела всей его жизни. Портландская ваза, созданная в 1789 году была точной произведения первого века до н.э., которую привез из Рима герцог Портланд, исключительно в качестве классического образца мастерам Веджвуджской фабрики. Веджвуд сделал точную копию этого шедевра, значительно улучшив изящество и качество изделия. Дело Дж. Веджвуда, умершего в 1795 году, продолжили его потомки. Новый успех и популярность заводу принес костяной фарфор, который был введен в ассортимент. Он пользовался большим успехом и еще больше повышал популярность фабрики на европейском рынке. Мастерам удалось добитьсяся не только безукоризненной тонкости, но и белизны фарфора.

Производство активно набирало обороты, и Бёрслемская мануфактура с ними не справлялась. В 1769 году было принято решение перенести производство в графство Стаффордшир, основать там новую крупную мануфактуру – «Etruria». Это стало началом ста восьмидесятилетнего производства Этрурия как официального дома Веджвудского фаянса. Главная цель, которую поставил Веджвуд было связано со стремлением улучшить сорт новой массы, разработанный еще в 1768 году. Ее назовут потом «черным базальтом» Самым главным достоинством такой керамики была крепость, что давало больше возможности по из декору, резке и шлифовке. Вазы, получавшиеся из этого чудесного материала имитировали древнегреческие керамические вазы времен этрусков. 

Костяной фарфор составил основной оборот производства фабрики в начале ХХ века. Наряду с традиционными цветочными, пейзажными и орнаментальными мотивами, в моду вошел восточный мотив. Заимствование некоторых сюжетов или стилизация росписей и форм китайского фарфора стало одним из ярких направлений в истории Веджвуда.

1920-х, 1830 х годах наступил период затишья , связанный на фоне общей экономической депрессии. Казалось бы, все замерло в ожидании новых идей и того свежего потенциала который вернул фабрику на прежний уровень. Одним из знаменитых событий в истории Фабрики связано с деятельностью Daisy Makeig-Jones - выпускницы арт-академии. Она по истине вдохнула в палитру Веджвуджских росписей свежие насыщенные цвета. Это были краски модерна: лиловый, голубой, оранжевый, желтый, зеленый, золотой. 

Мотивы росписей обогатились новыми образами: бабочки, стрекозы, сказочные эльфы.  Ее красочные работы были смелым и решительным шагом, и в тоже время привлекли к производству новых зрителей, а главное – вернули Веджвудскому фарфору былую славу. 

В то время когда многие фарфоровые мануфактуры закрывались, компания Веджвуд занялась строительством новой фабрики, которая в 1940 годы развернуло свое производство, опираясь на технологический прогресс и на те достижения в области создания высокого качества изделий, которые заработал за историю своего существования. Новое предприятие в Барластоне вскоре после открытия расширило свое производство раза в три, а фабрика «Etruria» закрылась в 1950-х годах.

С каждым десятилетием коллектив фабрики пополнялся новыми талантливыми кадрами, качество производства за счет новейших технологий повышалось, а художественный уровень изделий оставался на прежнем высоком уровне. Традиции, ставшие главной особенностью Веджвудского фарфора, сохранились по сей день. Эта марка и сегодня является гордостью Великобритании и составляет четверть его производства фарфоровой посуды.

Больше половины изделий идет на экспорт, что говорит и о стойких традициях сотрудничества компании со всем миром. В 1987 году произошло обьединение Wedgwood и Waterford Crystal – знаменитым поставщиком произведений из хрусталя (Ирлания). В настоящее время Компания «Уотерфорд Веджвуд» – это современный фарфор, в стиль которого заложена элегантность и высокое качество мастерства.