Феномен венской бронзы. Причины популярности
14.12.2021

На рубеже XIX и XX веков в моду вошло коллекционирование модных на тот момент миниатюрных фигурок из металла, ярко выкрашенных и изображающих различную живность, растения, людей и бытовые сценки с ними. Но самыми популярными, особенно в мужской среде, были фигурки с эпатажными сюжетами на грани приличия. Как вы уже догадались, речь пойдет о венской бронзе, производимой австрийскими промышленниками.


Композиция "Старик с кораном". Бронза, холодное полихромное окрашивание, Австрия, Вена, конец XIX - начало ХХ вв.

Расхожая фраза «венская бронза», которую в наше время можно считать термином, вошла в обиход в начале ХХ века, хотя предметы бронзы, которые она обозначала, начали массово производить еще пол века назад. В противовес дворцовым и аристократическим бронзовым изделиям австрийские фабриканты начали выпускать небольшие кабинетные латунные фигурки, предназначенные для среднестатистического обывателя.

Фигурка "Олененок". Бронза, холодное полихромное окрашивание, Австрия, Вена, конец XIX - начало ХХ вв.

Так как Вена в полную силу боролась с Францией за конкурентное производство бронзовых изделий, на Всемирной парижской промышленной выставке 1867 года она была отмечена критиками и обозревателями. На фоне лучших французских промышленников выгодно смотрелись австрийские фабриканты Голленбах, Гануш и Дзедзинский, чьи предметы обихода, осветительные приборы и др. были выполнены по проектам известных архитекторов-проектировщиков.

Декоративная шкатулка с золотым фазаном. Нефрит, бронза, холодное полихромное окрашивание, Австрия, Вена, конец XIX - начало ХХ вв.

Но в противовес такой роскоши, венские промышленники не забывали о так называемом среднем классе и производили предметы из бронзы по фабричным каталогам. А название «венская бронза» появилось позднее и не было придумано умышленно, а было позаимствовано из специализированной литературы.

Фигурка "Филин". Бронза, холодное полихромное окрашивание, Австрия, Вена, конец XIX - начало ХХ вв.

Хоть идея создания венской бронзы носила массовый характер в средних слоях населения, миниатюрные фигурки пришлись по вкусу широким слоям населения, что привело к массовому коллекционированию фигурок людей, животных, жанровых и эротических сценок. Именно эти виды продукции начали использоваться и для экспорта, так как не имели конкурентов на мировом рынке и быстро завоевали популярность по всей Европе благодаря Всемирным выставкам, проводимым по всем значимым городам Старого света.

Фигурка "Сеттер". Бронза, холодное полихромное окрашивание, Австрия, Вена, конец XIX - начало ХХ вв.

Стоит помнить, что венской бронзой называют предметы, отлитыми не только из бронзы, но и из сплава меди и цинка – латуни, поэтому бронзовщики часто называли себя желтыми литейщиками. Латунь – технически более комфортный вариант сплава, благодаря которому можно было решать сложные художественные задачи. Из латуни выполнены изделия миниатюрной анималистической пластики, фигурки людей, жанровые композиции в ориентальном стиле. Также из латуни делали предметы интерьера, такие как настольные лампы, визитницы, пепельницы, чернильницы и т.д. Если говорить о скульптуре в стиле ар-нуво и ар-деко, то она в подавляющем большинстве была выполнена либо из патинированной бронзы, либо из позолоченной латуни. Всю перечисленную продукцию принято было называть «венской бронзой», что периодически приводит к путанице в атрибуции предметов.

Фигурка "Куница". Бронза, холодное полихромное окрашивание, Австрия, Вена, конец XIX - начало ХХ вв.

Благодаря дошедшему до нас справочнику о венской бронзе за 1910 год, мы можем проследить одновременную деятельность 41 фабрики, изготавливающей крашеные бронзовые фигурки, а также кабинетную скульптуру. Это послужило образованию двух промышленных союзов в данной отрасли – «Бронзовщики» и «Чеканщики». Помимо мастеров бронзы на фабриках работали как штатные художники, так и приглашенные мастера, готовившие эскизы и модели для производства.

Пресс-папье "Пьеро". Бронза, холодное полихромное окрашивание, Австрия, Вена, конец XIX - начало ХХ вв.

Важным новостным органом, сообщающим миру о новых каталожных изделиях, новостях и открытиях в производстве, был журнал Weiner Bronze. Благодаря создателям журнала встал вопрос о необходимости введения единой марки для венской бронзы во избежание участившихся случаев подделки.

Композиция "Негритята". Бронза, холодное полихромное окрашивание, Австрия, Вена, конец XIX - начало ХХ вв.

Сегодня предметы венской бронзы высоко ценятся в среде коллекционеров и собирателей, а также представлены в лучших музеях мира.

Что нужно для оценки бронзовых изделий на сайте аукционного дома «АртЛот 24»?

Если вы хотите продать бронзовые или латунные изделия на торгах аукциона искусств «АртЛот 24», их предварительную оценку можно получить, отправив на электронную почту info@artlot24.ru письмо с описанием предмета, его габаритов, а также несколько фотографий, демонстрирующих вещь с разных сторон. Отдельно сфотографируйте повреждения, а также клейма мастера и фабрики.

Наш эксперт даст предварительное заключение в течение нескольких дней. Определиться со стоимостью можно будет после визуальной атрибуции предмета в выставочном зале аукциона, расположенном в Санкт-Петербурге, на Моховой, 32. При необходимости к оценке предметов из бронзы привлекаются музейные сотрудники, реставраторы и эксперты.

Выставочный зал аукциона: Санкт-Петербург, Моховая, дом 32.

Тел. в Санкт-Петербурге: +7 (812) 719-77-10
Тел. в Москве: +7 (495) 432-0-234

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы можно было оставлять комментарии