Альтман Натан Исаевич (1889-1970) – знаменитый художник, модернист, живописец, скульптор, театральный декоратор, автор графических серий, мастер портрета. Альтман принадлежал к знаменитой плеяде мастеров русского авангарда, дружил со знаменитыми поэтами Серебряного века. Участвовал в выставках таких известных художественных объединений, как «Бубновый валет», «Мир искусства» и «Союз молодежи».
Н.И. Альтман родился в 1889 году в старинном городе Виннице. В 1907 году окончил художественное училище в Одессе. Натан учился сразу на двух отделениях у талантливых педагогов. Живопись преподавали К.К. Костанди и Г.А. Лодыженский, а скульптуру – Л.Д. Иорини и И.И. Мармонэ.
После 1910 года Н. Альтман едет за художественным опытом в Париж, который был центром авангардных течений. Натан погружается в бурную художественную жизнь, знакомится с французскими современными художниками и поэтами, попадает в творческую среду. Здесь он впервые встречает Анну Ахматову, знакомство с которой станет залогом дружбы на долгие годы.
В Париже Альтман находит и много художников-соотечественников: М. Шагала, Д. Штенберга, А. Архипенко, О. Цадкина. Друзья объединяются в совместном творчестве, обсуждают работы друг друга, в поисках выразительности художественного языка бесконечно экспериментируют. Альтман находится в поисках себя, много работает, ходит по музеям, штудирует старых мастеров и посещает «Свободную русскую Академию» в Париже. Альтман увлекается кубизмом, в то же время ему интересна экспрессия испанских классиков, изучает архаичные памятники. Он «переболел» импрессионизмом и фовизмом, большое влияние на творчество Альтмана оказал Пикассо. У Н. Альтмана наметился свой путь в искусстве, он не хотел быть ни на кого похожим и отрешился от каких-либо традиций, желая сохранить свою индивидуальность.
После Парижа он не хочет оставаться в Виннице и стремится в Петербург. Альтман осваивает ремесло художника по вывескам, получает диплом мастера и в 1912 году едет в Петербург, устраивается в мастерскую по изготовлению витражей. Художник не задерживается в городе на Неве, в поисках впечатлений, общения с друзьями-художниками он постоянно курсирует между Петербургом, Парижем, Москвой и Винницей, он всегда там, где кипит художественная жизнь.
Одну из первых своих значительных серий Альтман создает в 1913 году. Так называемая «Еврейская графика» включает в себя полуфантастические анималистические мотивы, великолепно сочетаясь с орнаментами и шрифтами, уже в этих работах проявляется яркий альтмановский стиль. Он участвует почти во всех авангардных выставках, занимается иллюстрацией книг, находится в центре художественной жизни и становится все более популярным. Альтман был очень талантлив и очень общителен, имел привлекательную, яркую внешность и умел расположить к себе.
Н. Альтман вошел в круг художников и поэтов так называемого «еврейского ренессанса». Интерес к мотивам иудейского искусства был характерен для предреволюционного периода, объединившего много талантливых людей. В 1916 году было основано «Еврейское общество поощрения художеств», одним из организаторов которого был Альтман. В этом ключе художник исполнил несколько циклов работ. К «еврейской графике» добавились работы из серии «Картинки Натана Альтмана», датируемые 1914-1916 годами, а также он оформляет «Сборники Сафрут».