Энциклопедия
Альтман Натан Исаевич
выдающийся художник-авангардист

Альтман Натан Исаевич (1889-1970) – знаменитый художник, модернист, живописец, скульптор, театральный декоратор, автор графических серий, мастер портрета. Альтман принадлежал к знаменитой плеяде мастеров русского авангарда, дружил со знаменитыми поэтами Серебряного века. Участвовал в выставках таких известных художественных объединений, как «Бубновый валет», «Мир искусства» и «Союз молодежи».

Альтман Натан Исаевич, художник

Н.И. Альтман родился в 1889 году в старинном городе Виннице. В 1907 году окончил художественное училище в Одессе. Натан учился сразу на двух отделениях у талантливых педагогов. Живопись преподавали К.К. Костанди и Г.А. Лодыженский, а скульптуру – Л.Д. Иорини и И.И. Мармонэ.

После 1910 года Н. Альтман едет за художественным опытом в Париж, который был центром авангардных течений. Натан погружается в бурную художественную жизнь, знакомится с французскими современными художниками и поэтами, попадает в творческую среду. Здесь он впервые встречает Анну Ахматову, знакомство с которой станет залогом дружбы на долгие годы.

В Париже Альтман находит и много художников-соотечественников: М. Шагала, Д. Штенберга, А. Архипенко, О. Цадкина. Друзья объединяются в совместном творчестве, обсуждают работы друг друга, в поисках выразительности художественного языка бесконечно экспериментируют. Альтман находится в поисках себя, много работает, ходит по музеям, штудирует старых мастеров и посещает «Свободную русскую Академию» в Париже. Альтман увлекается кубизмом, в то же время ему интересна экспрессия испанских классиков, изучает архаичные памятники. Он «переболел» импрессионизмом и фовизмом, большое влияние на творчество Альтмана оказал Пикассо. У Н. Альтмана наметился свой путь в искусстве, он не хотел быть ни на кого похожим и отрешился от каких-либо традиций, желая сохранить свою индивидуальность.

После Парижа он не хочет оставаться в Виннице и стремится в Петербург. Альтман осваивает ремесло художника по вывескам, получает диплом мастера и в 1912 году едет в Петербург, устраивается в мастерскую по изготовлению витражей. Художник не задерживается в городе на Неве, в поисках впечатлений, общения с друзьями-художниками он постоянно курсирует между Петербургом, Парижем, Москвой и Винницей, он всегда там, где кипит художественная жизнь.

Одну из первых своих значительных серий Альтман создает в 1913 году. Так называемая «Еврейская графика» включает в себя полуфантастические анималистические мотивы, великолепно сочетаясь с орнаментами и шрифтами, уже в этих работах проявляется яркий альтмановский стиль. Он участвует почти во всех авангардных выставках, занимается иллюстрацией книг, находится в центре художественной жизни и становится все более популярным. Альтман был очень талантлив и очень общителен, имел привлекательную, яркую внешность и умел расположить к себе.

Н. Альтман вошел в круг художников и поэтов так называемого «еврейского ренессанса». Интерес к мотивам иудейского искусства был характерен для предреволюционного периода, объединившего много талантливых людей. В 1916 году было основано «Еврейское общество поощрения художеств», одним из организаторов которого был Альтман. В этом ключе художник исполнил несколько циклов работ. К «еврейской графике» добавились работы из серии «Картинки Натана Альтмана», датируемые 1914-1916 годами, а также он оформляет «Сборники Сафрут».


В 1916 году Альтман пробует свои силы как художник-декоратор в «Привале комедиантов». Позже его стали приглашать на разные театральные площадки. В 1920-е годы он оформляет спектакли в ГОСЕТе – Еврейском театре, под предводительством А. Грановского и С. Михоэлса, – а также в театре-студии "Габима" вместе с Е. Вахтанговым. Творчество сплотило четырех гениальных людей – Михоэлса, Альтмана Грановского и Пулвера. Появилась идея снять фильм «Еврейское счастье» в Виннице в местечке Иерусалимка. Идея выбора колоритной натуры и удивительно красивого места, несомненно, принадлежала Альтману.

Натан Альтман был гениальным портретистом и создал замечательную галерею образов «Серебряного века». Среди работ много живописных произведений, а также немало графических листов и многочисленных зарисовок. Портреты Альтмана отличаются от работ его художников-современников. Словно проанализировав несколько ему близких стилей, он создает свой оригинальный изобразительный язык. Отдельную страницу в его творчестве занимают автопортреты разных лет.

Самая знаменитая его работа – портрет Анны Ахматовой – принадлежит к числу выдающихся произведений ХХ века. Он создал удивительно выразительный образ своей знаменитой современницы, и вместе с тем ярко, точно и новаторски передал настроение времени. При всей глубочайшей психологической характеристике модели, Альтман наполняет изображение декоративным звучанием за счёт цветовых контрастов. Портрет, выполненный в духе кубизма, соединил в себе лучшие достижения автора в поиске своего стиля. Портрет Ахматовой, ставший сенсацией на одной из петербургских выставок 1915 года, был и остается символом русского авангарда.

Творчество Альтмана многогранно. Интересен его опыт как скульптора. В 1916 году он создает автопортрет, который занял важное место не только в его творчестве, но в истории российской культуры. Автопортрет, состоящий из асимметричных форм, – итог новаторских экспериментов Альтмана. Как бы парадоксально это ни звучало, но Альтман создал один из первых скульптурных портретов В. И. Ленина и получил за него золотую медаль в Париже на выставке в 1925 году. Это был почти официальный заказ, который художник выполнял по просьбе А. В. Луначарского. Альтман делал портрет с натуры, в кремлевском кабинете Владимира Ильича. Удивительно, что два таких разных человека – великий вождь пролетариата и гениальный авангардист – говорили об искусстве, истории России и политике. Портрет Ленина, как и многие работы этого времени, пронизаны романтическими настроениями и торжеством революционного пафоса. Он с увлечением участвует в плане ленинской пропаганды и выполняет агитационные произведения. Альтман с воодушевлением принял революцию и активно участвовал во всех общественных мероприятиях, связанных с украшением улиц и площадей к празднику. Спустя годы Альтман разочаровался в советской власти. Он пережил еврейские гонения и чудом остался жив. Видя губительные для русского искусства и истории последствия, жестокости сталинских репрессий, он все больше замыкается в своем творчестве, занимается книжной графикой, продолжает оформлять спектакли для театров Москвы и Петербурга.

Альтман прожил долгую творческую жизнь, наполненную удивительными событиями и встречами с гениальными современниками. Он принадлежал к поколению новаторов, модернистов, рисковавших свободой и жизнью ради искусства и смелости свободно выражать свои мысли. Работы Альтмана имеют мировую известность и огромную коллекционную ценность. Его антикварные картины хранятся в крупнейших музеях и частных собраниях, не перестают радовать удивлять поколения новых и новых зрителей.