Энциклопедия
Арапов Алексей Алексеевич
(1905-1948) - русский живописец

Арапов Алексей Алексеевич (Алексей-Поль) (1905-1948) - русский живописец, график, художник театра, автор городских пейзажей, разнообразие которых позволяет судить о большом таланте и наблюдательности художника.

Широта художественной натуры давала не только простор для творческих экспериментов в области разных жанров и техник, но и возможность заниматься скульптурой и иконописью. Арапов принадлежит к кругу художников «русского зарубежья», его друзьями стали М. Ф. Ларионов, Н. С. Гончарова, А. М. Ланской, , И. А. Пуни, И. М. Зданевич. 

Арапов родился в Петербурге в 1905 году в семье генерал-майора медицинской службы. Его детство и юность были связаны с Саратовом, где он окончил гимназию. Известно , что интерес к живописи привел его в мастерскую к у Гансу Ван Берглеру, будущего профессора Венской АХ, который оказал большое влияние на формирование личности художника. В 1921–1922 годах Арапов учился в саратовской художественной школе, а в 1923 году переехал в Москву, где занимался художественным оформлением городских праздников и торжеств, делал плакаты, афиши и декорации для театров. С труппой театра «Кривое зеркало» Арапов часто выезжал на гастроли за рубеж. Но однажды, так солилось, в 1925 году он не вернулся из поездки в Варшаву, оставался там некоторое время, а потом перебрался в Париж, где сразу сблизился с русскими художниками - эмигрантами.

Парижский период творчества стал самым важным в жизни Арапова, именно здесь он раскрыл особенности своего таранта во всей полноте. Окунувшись в художественную жизнь Парижа он почувствовал все важность своего призвания, словно ощутил новый прилив сил, он нашел свой круг единомышленников, и погрузился в творчество. Гуляя по парижским улицам Арапов много писал с натуры. Его пейзажи был наполнены присутствием горожан, работы стали яркими фрагментами парижской жизни, ясно и правдиво отражая ритм города. Пейзажам было присуще романтическое настроение, отражающее дух времени. Большую роль в восприятии работ художника играла импрессионистическая манера письма, которая сочеталась с изяществом контурного рисунка и выразительной пластикой. Цветовая гамма работ художника отличалась кокой то особенной элегантностью и тонкой гармонией.

Одна из известных его работ «Парижская улица» (1927) сочетает характерные для А. Арапова пейзажный и сюжетный мотив, отличается цельностью композиции и выразительной цветовой гаммой, построенной на сочетании коричневато-охристых и нежно розовых тонов с синими акцентами. Другая его работа «Казино в Давиле», этого же года, написана в голубовато-серых тонах с акцентами красным цветов, передает состояние вечернего Парижа. Картина «В нагорном парке» 1920-х годов раскрывает панорамный вид с трассы, на которой прогуливаются парижане. Арапов писал портреты своих современников и живописные натюрморты, но все же главным жанром парижского периода стал пейзаж. А. Арапов был постоянным участником выставок и на «Салоне независимых» и «Салоне Тюильри», а также совместно с друзьями в многочисленных групповых проектах.

До 1929 года Арапов жил в Париже, а в 1929 году женился на американке Кэтрин Грини, и на следующий год переехал к ней в Бостон. Арапов стал жить в Америке в стане, как тогда казалось невероятных возможностей, он стал католиком и принял американское гражданство. Его новым увлечение стала – иконопись. В 1935 году он создал целую серию из 14 произведений - «Крестный путь». Занимаясь иконописью, Арапов продолжал писать и светские картины. В свойственной ему манере, он создавал портреты семьи и друзей, натюрморты и городские пейзажи. Он участвовал в выставках, активно занимался художественной деятельностью, преподавал, стал инициатором создания «Общества духовного искусства».

Однако жизнь Алексея Арапова оборвалась трагически. Он погиб в возрасте сорока трех лет в автомобильной катастрофе под Бостоном. В 1952 году в Бостонском музее изящных искусств в состоялась ретроспективная выставка его работ.

Жизнь художника оборвалась в самом расцвете художественных сил на пике творческой карьеры. Художественное наследие Алексея Арапова занимает одну из ярких страниц в и истории русского и европейского искусства.