Энциклопедия
Брюллов Карл Павлович
выдающийся русский художник

Брюллов Карл Павлович (1799-1852) – выдающийся русский живописец и акварелист XIX века, мастер исторической, религиозной и портретной живописи, академист.

Брюллов Карл Павлович, русский художник

Карл Брюллов родился 12 декабря 1799 года, в самом конце XIX векавека, отмеченного именем Жака-Луи Давида во Франции, представителем неоклассицизма. В середине XIX века барокко в живописи, просуществовав около двухсот лет, эволюционировало во Франции в рококоманерный придворный стиль, с чувственными изображениями пасторальных сцен, тяготеющий к жанровым композициям. Во главе его стояли такие мастера, как Франсуа Буше, Антуан Ватто, Жан-Оноре Фрагонар.

Карл Брюллов с детства обладал талантом к рисованию, воспитывался в творческой семье. Его отец преподавал в императорской Академии художеств. Карл поступил в академию в возрасте 10 лет; там развился в полную силу его талант живописца. За годы учебы юный художник проникся искусством эпохи Высокого возрождения, в особенности, такими гениальными итальянскими мастерами, как Рафаэль Санти, а также непревзойденным мастером французского классицизма Николя Пуссеном и крупнейшим представителем испанской живописи Диего Веласкесом (XVII век). Классицизм в конце XVI века переходит в маньеризм, затем появляется барокко (во Фландрии тогда творил Питер Поль Рубенс). Полотна создавались на исторические, мифологические или религиозные темы; выбирались сильные классические сюжеты, по-своему интерпретированные художником. Мастерство европейских мастеров вдохновляло юного Карла; его собственный стиль тяготел к зарождавшемуся в XIX веке романтизму. Окончив академию в 1822 году, Карл Брюллов написал выразительное и возвышенное полотно «Явление Аврааму трех ангелов у дуба Мамврийского». На ней Авраам в красном одеянии радушно принимает троих путников-ангелов, желая узнать Волю Божию. Театральные позы, величие и торжественность момента, прекрасный пейзаж на заднем плане - уже по окончании академии проявляется талант мастера, блестящего ученика академии; за эту работу Брюллов получил золотую медаль и возможность поехать учиться за границу.

Страной командировки была выбрана Италияведь именно там, в галерее Уфиццы, хранились шедевры итальянской живописи, особенно ее флорентийской школы. Там он провел более 10 лет, до 1835 года, написав парные картины "Итальянское утро" (1923) и "Итальянский полдень" (1827), благородную «Всадницу» (на заказ Ю.П. Самойловой), прекрасную картину в жанре ню «Вирсавия» (1832), картину-катастрофу «Последний день Помпеи» (1830-33 гг.). Грандиозная, поражающая воображение, почти сметающая с ног работа – «Последний день Помпеи» – изображает день извержения вулкана Везувия в 79 году, стершего с лица Земли этот древнеримский город. Полотно Брюллова драматично, ярко, наполнено сильными эмоциями падающих ниц людей, страхом женщины, прижимающая к себе своих детей, хаосом, некой мажорной, торжественной катастрофой. Разверзается небо; белокаменные статуи падают в бездну на фоне огненного зарева извергающегося вулкана. Полотно демонстрирует отчаяние, но трагедия идеализирована, наполнена возвышенным пафосом.  «Последний день Помпеи» был восторженно принят итальянской, французской и русской публикой; по меткому выражению Баратынского, он стал «первым днем русской кисти», подняв статус русской живописи во всем мире и став одной из самых узнаваемых работ Брюллова и блестящим примером русского романтизма.


Вернувшись в Российскую империю, с 1836 года он становится профессором Академии художеств, сближается с такими людьми, как В.А. Тропинин, А.С. Пушкин, В.А. Жуковский. Пишет картины на религиозные темы, занимается росписью Исаакиевского собора совместно с Л.Н. Бруни (1847 год). В 1830-40-е годы писал такие картины исторической живописи, как «Осада Пскова», «Нашествие Гензериха на Рим» 1833-35 и так далее. Карл Брюллов пишет тонкие по своему психологизму портреты близких по духу людей: И.А. Крылова, В.А. Жуковского, Н.В. Гоголя, А.К. Толстого, а также светские портретыГрафиня Юлия Павловна Самойлова», 1842). Эти портреты не могли не льстить аристократии, как в XVI веке были популярны картины голландского портретиста Антониса Вен Дейка. К этому циклу Брюллова относится также автопортрет 1848 года, написанный всего за два часа, напоминающий по композиции некоторые портреты Питера Пауля Рубенса. Автопортрет Брюллова был написан после тяжелой болезни; художник предстает на нем уставшим, полным горьким размышлений о своей судьбе как живописца. В этот период он также создает акварели к произведениям Пушкина, Дюма и других писателей. В 1849 году пишет картину «Бахчисарайский фонтан» (1849) на сюжет одноименной поэмы Пушкина. В ней проявляется яркий восточный колорит.

В 1849 году Карл Павлович уезжает лечиться за границу на острове Мадейра, затем едет в Италию. Два года он провел в Риме, там он снова пишет портретыДж. Титтони в образе Жанны ДАрк», 1852, ныне в частной коллекции семьи Титтони), эскизы, много работает. Умер 11 июня 1852 года.

Антикварные картины Карла Брюллова знамениты на весь мир, находятся в крупнейших музеях России и частных коллекциях, стали частью художественного достояния России. Будучи профессором академии, он оказал влияние на многих художников «брюлловской школы», подражавших его живописному стилю.