Энциклопедия
Егорнов Сергей Семенович
1860 - 1920) – русский живописец

Егорнов Сергей Семенович (1860 - 1920) – русский живописец, портретист, автор лирических пейзажей. 

Егорнов Сергей Семенович, художник

С. С. Егорнов родился в Москве в 1860 году, окончил немецкое училище св. Михаила. После переезда в 1877 году в Петербург, он некоторое время работал в типографии и старался совмещать технические обязанности со страстным увлечением- рисованием. По рекомендации друзей Егорнов попал в мастерскую к живописцу К.А.Брюллову, который по достоинству оценил рисунки юного художника и пригласил к себе на занятия. В мастерской у К.А. Брюллова С.С. Егорнов не только получил начальное образование, но и познакомился с такими знаменитыми мастерами как Клодт, Крамской, Шишкин, Ярошенко.

Талант С. Егорнова, его усердие, а так же настоятельные советы старших друзей-живописцев привели юношу в «Общество поощрения художеств», где он проучился до 1881 года и поступил в Академию. За годы обучения в АХ он был удостоен двумя малыми и двумя большими серебряными медалями.

В 1900 он получил звание художника первой степени.

Творчество С. С. Егорнова многогранно, он писал пейзажи и натюрморты, обращался к историческому и салонному жанру, но в историю русского искусства С. С. Егорнов вошел как портретист. Известно, что он создал более двухсот портретов своих современников. Художник всегда точно передавал характерные черты портретируемого и находил для каждого образа интересные и разнообразные художественные решения. С. С. Егорнов писал классические парадные портреты: Вел. князя Петра Николаевича, графа А.П.Игнатьева, князя А.С.Долгорукого, генерал-губернатора Сибири Горемыкина. Привлекает внимание детский портрет цесаревича Алексея Николаевича. Потрет очень живописен и выразителен по цвету. Огромный букет розовых тюльпанов, ряд стульев с золочеными деталями и голубой обивкой на заднем плане, картина в тяжелой раме- все эти яркие акценты придают произведению декоративность и раскрывают трогательный и сосредоточенный образ ребенка. Мальчик изображен в полный рост, в гусарском мундире, стоящим, у накрытого белой скатертью стола, в одном из парадных залов. Парадность и детскость, военная выправка и живость характера, гармонично уживаются в Алексее, который осознавал важность своей персоны и позировал как взрослый.

Портрет знаменитого русского географа П. П. Семенова-Тян-Шанского, написанного в 1903 году, нельзя назвать парадным. Перед нами образ ученого, общественного деятеля, погруженного в свои мысли, не настроенного общаться со зрителем. Строгость композиционного и цветового решения сосредотачивает наше внимание на характере героя. 

Портреты лесопромышленника И. П. Свешникова и его жены Е. Д. Свешниковой написаны в лучших традициях своего жанра. Тон фона нейтрален, общий колорит лаконичен и почти монохромен. Портретируемые сидят в креслах и смотрят на зрителя. Все очень достоверно и просто. Художник блестяще раскрывает образы своих героев. Облик Свешникова благороден и безмятежен. Он внутренне спокоен и уравновешен, однако в его характере угадывается скрытность и подозрительность, и в тоже время есть волевые качества и деловая хватка. Его жена напротив полна каких-то внутренних переживаний и противоречий. Ее корпус наклонен чуть вперед и вправо. Серое платье с множеством складок, с пышными рукавами и воротником, по своему фасону, на первый взгляд напоминает средневековый наряд испанской знатной дамы. Однако же, его строгость, тусклый цвет отсутствие ярких деталей, говорят о том, что перед нами женщина конца XIX века, похожая на героинь романов Ф.М. Достоевского. Большая вероятность того, что портреты Свешниковых были выполнены на заказ, и художник блестяще справился со своей задачей, сумев удовлетворить самые строгие требования. 

Совсем другим настроением пронизан портрет «Отдыхающей молодой женщины», написанный в духе импрессионизма. Произведение было написано с натуры и передает яркое впечатление художника от общения с моделью. Портрет необычайно выразителен по живописи, отличается свежестью и богатством палитры, передающей трепет модели. Сочетание розовых, серебристо серых тонов, удивительно тонкая передача световоздушной среды - все это говорит о большом мастерстве автора. Полуобнаженная грудь героини, томный чувственный взгляд, приближает портрет к произведениям салонного искусства, которые тоже имели место в творчестве Егорнова. 

В пейзаже С. С. Егорнов традиционен. Он много путешествует, пишет этюды и картины с натуры, раскрывая перед зрителем красоту русской природы. Зимние и весенние пейзажи уравновешены по композиции, сдержанны по цветовой гамме и лишены ярких эффектов. Художник создал несколько исторических картин, работал над реставрацией росписей в Исаакиевском соборе, восстановив около семнадцати фигур. Он был талантливым портретистом, сумевшим создать выразительные образы своей эпохи.