Герасимов Сергей Васильевич (1885-1964) – выдающийся русский живописец, график, автор лирических пейзажей, натюрмортов, жанровых картин и портретов. Герасимов занимался книжной иллюстрацией, был мастером рисунка. Сергей Васильевич стал заслуженным педагогом, воспитал плеяду талантливых живописцев. С. Герасимов был членом объединений «Маковец», «Общества московских художников» и АХРР.
С. В. Герасимов родился в 1885 году в Можайске в крестьянской семье. В 1901–1907 годах учился в московском Строгановском художественно-промышленном училище, а в 1907–1912 годах в Училище живописи, ваяния и зодчества. Его учителями были замечательные мастера живописи – С.В. Иванов и К.А. Коровин. С. Герасимов жил и работал в Москве, очень часто приезжал в родной горд Можайск, где в 1915 году построил себе мастерскую.
В раннем творчестве Сергей Васильевич увлекался акварелью, добился в этой технике виртуозности мастерства, точности рисунка, лёгкости и прозрачности мазков, любил её изысканную цветовую гамму во всём богатстве градаций. Он писал пейзажи, отличающиеся выразительностью лирического мотива и целостностью замысла. Работы 1910-х годов отличаются характерным творческим почерком, наблюдательностью и убедительностью сюжета: «У телеги», 1906; «Свадебные в трактире», 1909; «На Севере», 1913. В историю русского и советского искусства Герасимов вошёл как талантливый живописец с яркой, фактурной манерой письма. В его творчестве соединились традиции русской школы живописи и новаторство разработанных им художественных приёмов. Он был мастером пейзажа, воспевший в своих работах красоту русской природы: «Зима», 1939; «Весенний пейзаж», 1930-е; «Поля», 1930-е; «Пейзаж с церковью», 1940; «Пейзаж с башней. Начало весны» 1940; «Лед прошёл», 1945; «Вечерний пейзаж», 1940; «Улица в Кисловодске», 1939; «Весеннее утро», 1953; «Пейзаж с повозкой», 1950-е; «Сирень в цвету», 1953. В работах искренне и правдиво выражен эстетический идеал времени, в котором жил художник.
С. Герасимов обращался к темам народного быта и русской провинции, показав жизнь крестьян в контрастах праздников и тяжёлых будней. Работы художника отличались единством художественного замысла и оригинальностью изобразительного языка. Его кисть всегда динамична и свободна, а её удары точны и выразительны. Мастер стремился показать изменчивость натуры, правдиво передать самые хрупкие и мимолётные состояния природы. Он использует всё богатство палитры, достигая тонкой гармонии в сочетании теплых и холодных тонов. В зависимости от художественной задачи и замысла работы наполняются яркими созвучиями, как, например, крымские виды, или остаются почти монохромными, как в серии можайских пейзажей. Импрессионистическая манера письма придаёт непосредственность и живость любому пейзажному мотиву. Этюдность работ и свежесть палитры, мастерски переданная атмосфера окружающей среды подчеркивают яркий талант С. Герасимава, смелость его творческого опыта и нераздельную связь с традициями А.К. Саврасова, И.И. Левитана, К.А. Коровина.
Сергей Герасимов создал великолепную галерею своих современников. Это, прежде всего, образы русских крестьян, портреты его жены, друзей, автопортреты. Он всегда точно улавливал характер модели, блестяще передавал внешнее сходство и раскрывал тонкие грани души портретируемого. Самые известные из них: «Фронтовик», «Колхозный сторож», «Портрет жены», «Шура. Портрет племянницы», «Портрет молодой Казачки». Герасимов был мастером группового жанрового портрета, в котором монументальность общего композиционного замысла не мешала автору дать яркую характеристику каждого персонажа.