Энциклопедия
Герасимов Сергей Васильевич
выдающийся русский живописец

Герасимов Сергей Васильевич (1885-1964) – выдающийся русский живописец, график, автор лирических пейзажей, натюрмортов, жанровых картин и портретов. Герасимов занимался книжной иллюстрацией, был мастером рисунка. Сергей Васильевич стал заслуженным педагогом, воспитал плеяду талантливых живописцев. С. Герасимов был членом объединений «Маковец», «Общества московских художников» и АХРР.

                                                                                   1594712224_kolhoznyy-prazdnik.jpeg

С. В. Герасимов родился в 1885 году в Можайске в крестьянской семье. В 1901–1907 годах учился в московском Строгановском художественно-промышленном училище, а в 1907–1912 годах в Училище живописи, ваяния и зодчества. Его учителями были замечательные мастера живописи – С.В. Иванов и К.А. Коровин. С. Герасимов жил и работал в Москве, очень часто приезжал в родной горд Можайск, где в 1915 году построил себе мастерскую.

В раннем творчестве Сергей Васильевич увлекался акварелью, добился в этой технике виртуозности мастерства, точности рисунка, лёгкости и прозрачности мазков, любил её изысканную цветовую гамму во всём богатстве градаций. Он писал пейзажи, отличающиеся выразительностью лирического мотива и целостностью замысла. Работы 1910-х годов отличаются характерным творческим почерком, наблюдательностью и убедительностью сюжета: «У телеги», 1906; «Свадебные в трактире», 1909; «На Севере», 1913. В историю русского и советского искусства Герасимов вошёл как талантливый живописец с яркой, фактурной манерой письма. В его творчестве соединились традиции русской школы живописи и новаторство разработанных им художественных приёмов. Он был мастером пейзажа, воспевший в своих работах красоту русской природы: «Зима», 1939; «Весенний пейзаж», 1930-е; «Поля», 1930-е; «Пейзаж с церковью», 1940; «Пейзаж с башней. Начало весны» 1940; «Лед прошёл», 1945; «Вечерний пейзаж», 1940; «Улица в Кисловодске», 1939; «Весеннее утро», 1953; «Пейзаж с повозкой», 1950-е; «Сирень в цвету», 1953. В работах искренне и правдиво выражен эстетический идеал времени, в котором жил художник.

С. Герасимов обращался к темам народного быта и русской провинции, показав жизнь крестьян в контрастах праздников и тяжёлых будней. Работы художника отличались единством художественного замысла и оригинальностью изобразительного языка. Его кисть всегда динамична и свободна, а её удары точны и выразительны. Мастер стремился показать изменчивость натуры, правдиво передать самые хрупкие и мимолётные состояния природы. Он использует всё богатство палитры, достигая тонкой гармонии в сочетании теплых и холодных тонов. В зависимости от художественной задачи и замысла работы наполняются яркими созвучиями, как, например, крымские виды, или остаются почти монохромными, как в серии можайских пейзажей. Импрессионистическая манера письма придаёт непосредственность и живость любому пейзажному мотиву. Этюдность работ и свежесть палитры, мастерски переданная атмосфера окружающей среды подчеркивают яркий талант С. Герасимава, смелость его творческого опыта и нераздельную связь с традициями А.К. Саврасова, И.И. Левитана, К.А. Коровина.

Сергей Герасимов создал великолепную галерею своих современников. Это, прежде всего, образы русских крестьян, портреты его жены, друзей, автопортреты. Он всегда точно улавливал характер модели, блестяще передавал внешнее сходство и раскрывал тонкие грани души портретируемого. Самые известные из них: «Фронтовик», «Колхозный сторож», «Портрет жены», «Шура. Портрет племянницы», «Портрет молодой Казачки». Герасимов был мастером группового жанрового портрета, в котором монументальность общего композиционного замысла не мешала автору дать яркую характеристику каждого персонажа.

В 1920-1930 годы он создаёт несколько картин на тему жизни сельских тружеников. Работа «Приезд коммунистов в деревню» 1927 года блестяще передаёт настроение того времени. Здесь замечательно подчеркнута динамичность развития сюжета. Такой, на первый взгляд, незначительный эпизод приобретает значительность и эмоциональную остроту. Для художников 30-х годов, да и для любого человека советской эпохи острота моментов противоречивой действительности выносилась на первый план. Исторический период основательного переустройства крестьянского мировоззрения обрёл в лице Герасимова своего профессионального повествователя. Сочувствие к народной судьбе выливается у художника в несколько эпических тем историко-революционного жанра. В его картине «Клятва партизан», написанной в 1932 году, чувствуется глубинный драматизм момента – сцена прощания партизан с павшим в бою товарищем. Раскрытию сюжета, как всегда у автора, помогает цветовая гамма, построенная на контрастном сочетании тонов. Одно из знаменитых произведений бытового жанра С. Герасимова, отличающееся цельностью замысла и образной выразительностью стала работа «На Волхове. Рыбаки» 1928-1930 годов. По своей значительности картина стоит в ряду лучших произведений русских художников реалистической живописи, таких как «Над вечным покоем» И. И. Левитана. Картина «Колхозный праздник», написанная в 1937 году, отвечала идеологии социалистической эпохи. Ярко и убедительно художник передаёт торжество – чествование героини сельского труда.

Во время войны С. Герасимов находился в эвакуации в Самарканде, много работал, писал пейзажи, делал графические серии. Пожалуй, самой значительной и известной картиной военного периода является «Мать партизана». В этом произведении художник создал неповторимый образ русской крестьянки, матери героя. Эта тема способствовала подъёму национального самосознания в борьбе с фашизмом.

После войны Сергей Васильевич вновь приходит к темам пейзажа и портрета. Работы наполнены глубоким смыслом переживаний художника последствий войны и разрушений. Некоторые из произведений, например, новгородские пейзажи, поражают своей документальностью сюжета. К лирическому характеру добавляется глубокий философский смысл. Красота родной природы выражена в очаровании обыденного мотива и сдержанной цветовой гамме, передающей пронзительно эмоциональное состояние автора. Историческая тема, так популярная в послевоенный период, не остаётся без внимания С. Герасимова. Он работает над сюжетом, посвященном восстанию Пугачёва. Образ народного героя настолько захватил художника, что к этой теме он возвращался несколько раз.

Художественное наследие Сергея Герасимова велико, его картины являются ярким образцом реалистического искусства, отразившего настроение советской эпохи. Его живопись была примером для подражания, он воспитал плеяду талантливых учеников, которые сохранили в своём творчестве традиции русского искусства. Работы Герасимова находятся в крупнейших музеях и частных коллекциях в России и за рубежом.