Энциклопедия
Гончарова Наталья Сергеевна
русская художница-авангардистка

Гончарова Наталья Сергеевна (1881-1962) – яркий самобытный живописец, одаренная от природы, одна из знаменитых «амазонок русского авангарда», ставшая воплощением художественного темперамента и жизненной энергии. Гончарова создала свой неповторимый стиль в искусстве, основанный на народных традициях, любви к лубку и примитиву. Она была автором костюмов и декораций к прославленным балетам С. Дягилева «Золотой петушок» и «Жар птица».

Гончарова Наталья Сергеевна, художница

Н. Гончарова была обладательницей знаменитой фамилии, что, несомненно, говорило о ее принадлежности к старейшему дворянскому роду Гончаровых. Ее и назвали Натальей в честь Натальи Николаевны Пушкиной – ее двоюродной прабабушки. Сначала Н. Гончарова училась в Московском университете, а в 1901 поступила в МУЖВЗ. Она была ученицей скульптора П. Трубецкого, но почти не работала в области скульпторы, а сразу обратилась к живописи. В 1904 она все же была удостоена серебряной медали за скульптурные работы, но покинула училище и стала заниматься поиском своего изобразительного языка.

Раннее творчество Гончаровой связано с парковыми и городскими пейзажами, выполненными в технике пастели в духе импрессионизма. Характерные черты этого периода, а главное, ее восприятие натуры, свидетельствуют о влиянии на Гончарову художников группы «Наби». Тонкая лирика и поэтичность произведений вскоре уступила место новаторским экспериментам в области народного искусства и русского примитива. Большое впечатление на Гончарову оказало древнерусское искусство и иконопись. Цвет ее работ становиться локальнее, приобретает насыщенность и декоративную яркость. Она пишет темпераментно и страстно, стремительно двигается по пути обретения новых форм, которые меняются под воздействием локального цвета, а резко очерченные контуры придают произведениям монументальность. В отличие от других художников- новаторов, Гончарову не отвлекает сюжет. Более того, в ее живописи сюжетное начало было ключевым. Центральной темой ее творчества стала народная жизнь, художница видела свою цель в сохранении самобытности русского искусства. Важными работами этого направления стали «Бабы с граблями», «Беление холста», «Стрижка овец», «Сбор плодов», «Дровокол», «Мать». Н. Гончарова часто бывала на Западе, общалась с современными мастерами и прекрасно знала европейское искусство. Художница понимала, что для развития отечественной живописи стоило найти свои пути развития, искренне верила, что русскому искусству, взметнувшемуся на большую высоту, уготовлена выдающаяся роль в мировой культуре. Имя Н. Гончаровой нераздельно связано с именем художника, соратника, ее супруга М. Ф. Ларионова. Их связывало искусство и совместное творчество. Они, такие яркие, противоположные друг другу индивидуальности, никогда не расставались и были связаны одной художественной судьбой.

Большое живописное наследие Гончаровой было разнообразным и насыщенным. Декоративный характер ее творчества привлек внимание Сергея Дягилева, распознавшего ее талант, сыгравшего важнейшую роль в судьбе художницы, введя ее в удивительный мир театра. У Дягилева было острое чутье на одаренных людей, которых он и собрал вокруг себя. Он предложил ей поучаствовать в «Русских сезонах», сделать декорации и костюмы к балету Римского-Корсакова «Золотой петушок».


Гончарова создала удивительно яркий образ сказки, опираясь на мотивы русского народного творчества, вдохнув в него новые черты современности. Этой многоликой постановкой ее удалось покорить Париж. Балет «Золотой петушок» стал ключевым событием в истории «Русских балетов». После этой удачной премьеры Гончарова оформила много других спектаклей, работала с разными театрами в Москве, Лондоне, Париже, Чикаго, Милане и других городах мира.

Как и многие художники начала ХХ века Гончарова общалась и дружила с современными поэтами, писателями, с большим интересом оформляла их книги. Она иллюстрировала произведения В. Хлебникова, А. Крученых, Т. Чурилина и других мастеров слова. Ее опыт в книжной графике был бесценен, ее авторская фантазия привлекает к изучению ее творчества все больше исследователей.

Творчество Н.С. Гончаровой оригинально в своем роде, ее живописные и графические работы представляют огромную коллекционную ценность, ее театральные костюмы и декорации получили мировую известность. Произведения художницы находятся в крупнейших музейных и частных собраниях по всему миру.