Энциклопедия
Грицай Алексей Михайлович
(1914-1998) – знаменитый русский пейзажист

Грицай Алексей Михайлович (1914-1998) – знаменитый русский пейзажист, народный художник СССР, действительный член АХ СССР, педагог.

Грицай Алексей Михайлович

А. М. Грицай родился в городе на Неве в канун первой мировой войны, в тревожное для страны время. Его художественные способности и интерес к рисованию проявились рано. Еще совсем юношей Алексей посещал художественную студию С. М. Зайденберга, а в 1932 году поступил в Академию художеств. Сначала А. Грицай попал в мастерскую В. Н. Яковлева, где осваивал основы рисунка и построенние композиции, копировал картины старых мастеров и постигал законы живописного мастерства; потом Алексей Михайлович учился у И. И. Бродского - мастера советской живописи, приверженца реалистических традиций и монументально-торжественных композиций.

И. Бродский был новатором в искусстве, отдав предпочтение скульптурной лепке форм и корпусному письму. Дипломная работа А.М. Грицая на тему современной истории, не имела большого успеха, а вот подготовительные этюды к ней заслужили высокой оценки. На протяжении ученических лет, искусство Грицая тяготело к лирическому настроению, к традиционному русскому пейзажу.

Во время войны он почти ничего не писал, и хотя Алексей многое забыл, художественный навык не был утрачен. Новый творческий этап наступает у художника уже после войны. Картины "В Жигулях", "Бурный день" (1948-1950) и "Над Волгой" (1950-1952) открывают ранний период творчества художника, для которого характерны монументальность композиции и общая патетика. Вытянутое по горизонтали полотно представляет нам волжский пейзаж, с идущей по бурным водам баржей. Художник великолепно передал один из красивейших природных ландшафтов. Торжественно-лирическому началу, с безупречно выстроенной композицией, соответствует здесь и сдержанный колорит полотна. Произведения, как близкие по звучанию к оде во славу русской земли, воспринимаются, сосредотачивая внимание на философском замысле их создателей. Живописная сторона уступает место концептуальному подтексту, в котором выразилась национальная идея современности.


В 1950-е годы появляются совершено другие работы художника, меняется живописная манера письма, а круг избранных для творчества тем сужается до неброских пейзажей окружающей природы. Гуляя по лесу, А.М. Грицай забирается в темную лесную глушь, пишет много этюдов, представляя зрителю будничные укромные уголки. Удивительные по своему лирическому настроению этюды, рождаются легко, подобно коротким четверостишьям: «Весна. Подснежники», «Цветущие ивы в воде», «Сходит снег». Наряду с торжественно-официальным искусством того времени, творчество А. Грицая было посвящено внутренней гармонии человека и природы.

В лучших традициях портретного жанра написана картина «Портрет жены с сыном» (1954). Нарядно одетая, молодая женщина представлена художником в полный рост на пороге дачного дома. Ее спокойное состояние передает одухотворенный гармоничный образ. Чего не скажешь о мальчике, непоседливость и живость которого, не позволяет стоять спокойно. Что бы хоть как-то удержать сына в момент позирования, мать держит его за руки.

Бытописательский мотив нашел у художника продолжение в картине «На веранде» (1958). Он изобразил свою любимую жену, сидящею за столом у окна за швейной машинкой. На первом плане - роскошный букет колокольчиков в стеклянной банке, и такой же стоит на окне, рядом с женщиной. В этой атмосфере полной гармонии и умиротворения могут рождаться только светлые и радостные чувства творческого вдохновения. Спокойный колорит картины, построенный на сочетании коричневатых, охристых и оливковых тонов, оживляется декоративным ярким звучанием фиолетового цвета колокольчиков. В этом произведении А. Грицай как живописец, набирает силу мастерства, сочетающего свободу движения кисти, с тонкой гармонией колорита.

Пейзажи А. М. Грицая, с необычайно поэтичными названиями, выразительны по цвету и живописны. Они написаны легко, на одном дыхании, сильными корпусными мазками, с точно проработанными деталями. Каждое произведение продуманно мастером, в нем есть цельность и стремление к насыщенности палитры. Пейзажи – картины, вот истинный и чистый жанр, который художник развивает в своем творчестве.


Возможно, А. Грицай не сочинил для истории искусства нового мотива, но зато он так проникновенно напомнил нам о великих традициях русской живописи.