Императорский фарфоровый завод – «ИФЗ»
В 1744 году в Санкт-Петербурге по указу императрицы Елизаветы Петровны была основана первая в России порцелиновая мануфактура, положившая начало производству фарфора в России, – фарфора, ставшего частью нашего культурного наследия.
На протяжении третьего столетия лет история завода неотделима от истории Российского государства, а высокий художественный уровень производства имеет огромное значение для русского искусства.
Первые десятилетия после начала производства на Невской мануфактуре были связаны с эпохой Елизаветы Петровны, с ее внутренней и внешней политикой, стремлениями во всем выйти на западноевропейский уровень. Развитие производства требовало времени, которое ушло на поиски качественного отечественного сырья и уникальной фарфоровой массы. Только спустя два года после основания мануфактуры Виноградов получил желаемый результат. Первые изделия завода – это небольшие по масштабу предметы: табакерки, шкатулки, мушечнецы, пуговицы, которыми Елизавета одаривала своих фаворитов, подчиненных и дипломатических гостей. Запросы двора с каждым годом росли. После 1756 года ассортимент мануфактуры стал расширяться до изготовления более крупных вещей, ваз и сервизов. Стиль и мотив росписи первых изделий мастера лишь частично был заимствован у западного и китайского фарфора. По большей части, каждый предмет был результатом долгих экспериментов и поиском художественной выразительности.
При Екатерине II мануфактура стала именоваться Императорским фарфоровым заводом, была введена новая система маркировки – вензель царствующего монарха. Екатерина лично посещала завод и заботилась о пополнении его штата квалифицированными мастерами. Начиная с 1760-х годов, на мануфактуре стали работать выпускники Академии художеств. Реорганизация производства, проведенная в екатерининское время, совпала с расцветом науки, искусства, совпала и с золотым веком русского фарфора. На предметах запечатлевались памятные места, события, лица и имена людей, творящих историю. Именно в это время появляются знаменитые на весь мир сервизы «Яхтинский», «Кабинетский», «Арабесковый», «Вседневный сервиз», великолепные скульптурные украшения и предметы интерьера. 1780-ым годом датированы ваза с крышкой с портретами правителей Македонии, выполненная по проекту Ж. Д. Рашетта, и ваза с портретом Екатерины II и бисквитным букетом. 1789-ым годом датирован стол с видами Павловска и росписями по акварелям С. Ф. Шедрина.
Фарфор павловской эпохи отличается совершенством формы и изысканностью декора. Для ваз характерна более строгая форма: амфоры и кратера, тяготеющие к традициям античности, лишены лепного декора и ярких красок. Мастера расписывали предметы по однородному фону спокойных тонов в манере гризайль и силуэтного рисунка. Если в екатерининском фарфоре чувствуется ориентация на французские образцы, то в предметах павловского времени очевидно влияние венской мануфактуры.
Павел ввел ряд новых условий представления ко двору изделий Императорского завода. Предметы дарились императору и членам его семьи к Новому году, праздникам Рождества и Пасхи, дню рождения и именинам. По его же указу на заводе начинают изготавливать фарфоровые туалетные сервизы для первых дам Двора и императрицы. Особого внимания заслуживает туалет Марии Федоровны, роспись которого велась под наблюдением А. П. Захарова, а в декорировании принимал участие Ж. Д. Рошетт (бисквитные фигуры по сторонам зеркала). В этот период появились знаменитые «сервизы-дежене» с видами Петербурга, Гатчины, Павловска, отличавшиеся виртуозностью росписи.
При Александре I завод обрел нового управляющего в лице графа Дмитрия Александровича Гурьева, затеявшего административно-хозяйственную реорганизацию в целях экономии. Проведенные мероприятия не только не способствовали методичной работе производства, но и, наоборот, несколько препятствовали развитию. Однако Гурьев блестяще справлялся с выбором и привлечением на завод мастеров-иностранцев, на содержание которых он не жалел средств. Этот «гурьевский» период был связан с деятельностью Франца Гаттенберга, являющегося в 1803-1806 годы директором завода. Франц Гаттенберг был человеком удивительных дарований – скульптор, художник, литограф, профессор технологии Женевского университета. Он достаточно четко определил перспективы и пути преобразования завода. Гаттенберг был очень изобретателен и не ограничивался только теоретическими поправками, а сам взялся за воплощение своих творческих планов. Его лучший проект – это школа проектирования в стиле классицизма. Гаттенбергу приписывают создание ажурных ваз с основанием в виде герм и женских фигур, с предметами, в декор которых включены профили и скульптурные детали. Фарфор александровского времени – это, прежде всего, фарфор стиля ампир. Над созданием эскизов к предметам трудились лучшие русские архитекторы и европейские мастера. В росписях, декоре и формах произведений преобладают мотивы античности. Поле ухода Гаттенберга с должности директора, Гурьев приглашает специалистов из Германии и Франции, пытается вести недорогие способы производства. К этому периоду относится большая серия тарелок с видами Петербурга и пригородов, выполненных в технике печати по гравюрам С.Ф. Глактионова, И. Г. Майра, А. Г. Ухтомского, акварелей Ф. Алексеева и работ С. Ф. Щедрина.
Печатные изображения, конечно, никак не могли сравниться с живописной росписью. Их использование было временно приостановлено и более широко применялось во время Александра II.
Огромную роль в художественном развитии завода имело приглашение для сотрудничества европейских художников, среди которых были Анри-Альбер Адам, Жак-Франсуа Свебах, Денни- Иосиф Моро. Произведения, которых коснулась рука этих мастеров, отличаются идеальной соразмерностью форм, мастерством кисти, уравновешенностью декора и росписи. Шедевром александровского времени можно назвать «Гурьевский сервиз» с изображением национальных костюмов, ставший самым знаменитым сервизом в истории Императорского завода. В это время были созданы парадные сервизы для многих царских резиденций, например, «Николаевский», «Михайловский», «Елагиноостровский», «Бабигонский». Самые запоминающиеся скульптурные композиции этого периода – «водоносы» С. С. Пименова.
При Николае I Императорский завод по-прежнему процветал и справлялся не только с нуждами двора, но и производил много предметов для представителей дворянского сословья. Для этого времени по-прежнему характерна классическая форма изделий, которая постепенно вытеснялась неостилями. Парадность и торжественность произведений – отличительная черта времени. Предметы и настольные украшения «Министерского» и «Гербового» сервизов, словно вылитые из золота, поражают своим великолепием. Выразительным узором отличается «Готический сервиз», предназначавшийся для дворца «Коттедж» в Петергофе.
Фарфор николаевского времени очень разнообразен в плане декоративной росписи. Живописные изображения на поверхности предметов – это увлекательное путешествие по галерее картин старых мастеров из собрания Эрмитажа. Здесь можно было встретить прообразы полотен Леонардо да Винчи, Рафаэля, Тициана и копии многих других знаменитых шедевров. Точность воспроизведения и мастерство кисти были, как всегда, самого высокого уровня, цветовая гамма оставалась безупречной.