Энциклопедия
Императорский фарфоровый завод
знаменитый русский фарфоровый завод

Императорский фарфоровый завод – «ИФЗ»

В 1744 году в Санкт-Петербурге по указу императрицы Елизаветы Петровны была основана первая в России порцелиновая мануфактура, положившая начало производству фарфора в России, – фарфора, ставшего частью нашего культурного наследия.

императрица Елизавета Петровна

На протяжении третьего столетия лет история завода неотделима от истории Российского государства, а высокий художественный уровень производства имеет огромное значение для русского искусства.

Первые десятилетия после начала производства на Невской мануфактуре были связаны с эпохой Елизаветы Петровны, с ее внутренней и внешней политикой, стремлениями во всем выйти на западноевропейский уровень. Развитие производства требовало времени, которое ушло на поиски качественного отечественного сырья и уникальной фарфоровой массы. Только спустя два года после основания мануфактуры Виноградов получил желаемый результат. Первые изделия завода – это небольшие по масштабу предметы: табакерки, шкатулки, мушечнецы, пуговицы, которыми Елизавета одаривала своих фаворитов, подчиненных и дипломатических гостей. Запросы двора с каждым годом росли. После 1756 года ассортимент мануфактуры стал расширяться до изготовления более крупных вещей, ваз и сервизов. Стиль и мотив росписи первых изделий мастера лишь частично был заимствован у западного и китайского фарфора. По большей части, каждый предмет был результатом долгих экспериментов и поиском художественной выразительности.

При Екатерине II мануфактура стала именоваться Императорским фарфоровым заводом, была введена новая система маркировки – вензель царствующего монарха. Екатерина лично посещала завод и заботилась о пополнении его штата квалифицированными мастерами. Начиная с 1760-х годов, на мануфактуре стали работать выпускники Академии художеств. Реорганизация производства, проведенная в екатерининское время, совпала с расцветом науки, искусства, совпала и с золотым веком русского фарфора. На предметах запечатлевались памятные места, события, лица и имена людей, творящих историю. Именно в это время появляются знаменитые на весь мир сервизы «Яхтинский», «Кабинетский», «Арабесковый», «Вседневный сервиз», великолепные скульптурные украшения и предметы интерьера. 1780-ым годом датированы ваза с крышкой с портретами правителей Македонии, выполненная по проекту Ж. Д. Рашетта, и ваза с портретом Екатерины II и бисквитным букетом. 1789-ым годом датирован стол с видами Павловска и росписями по акварелям С. Ф. Шедрина.

Императорский фарфоровый завод

Фарфор павловской эпохи отличается совершенством формы и изысканностью декора. Для ваз характерна более строгая форма: амфоры и кратера, тяготеющие к традициям античности, лишены лепного декора и ярких красок. Мастера расписывали предметы по однородному фону спокойных тонов в манере гризайль и силуэтного рисунка. Если в екатерининском фарфоре чувствуется ориентация на французские образцы, то в предметах павловского времени очевидно влияние венской мануфактуры.

Павел ввел ряд новых условий представления ко двору изделий Императорского завода. Предметы дарились императору и членам его семьи к Новому году, праздникам Рождества и Пасхи, дню рождения и именинам. По его же указу на заводе начинают изготавливать фарфоровые туалетные сервизы для первых дам Двора и императрицы. Особого внимания заслуживает туалет Марии Федоровны, роспись которого велась под наблюдением А. П. Захарова, а в декорировании принимал участие Ж. Д. Рошетт (бисквитные фигуры по сторонам зеркала). В этот период появились знаменитые «сервизы-дежене» с видами Петербурга, Гатчины, Павловска, отличавшиеся виртуозностью росписи.

При Александре I завод обрел нового управляющего в лице графа Дмитрия Александровича Гурьева, затеявшего административно-хозяйственную реорганизацию в целях экономии. Проведенные мероприятия не только не способствовали методичной работе производства, но и, наоборот, несколько препятствовали развитию. Однако Гурьев блестяще справлялся с выбором и привлечением на завод мастеров-иностранцев, на содержание которых он не жалел средств. Этот «гурьевский» период был связан с деятельностью Франца Гаттенберга, являющегося в 1803-1806 годы директором завода. Франц Гаттенберг был человеком удивительных дарований – скульптор, художник, литограф, профессор технологии Женевского университета. Он достаточно четко определил перспективы и пути преобразования завода. Гаттенберг был очень изобретателен и не ограничивался только теоретическими поправками, а сам взялся за воплощение своих творческих планов. Его лучший проект – это школа проектирования в стиле классицизма. Гаттенбергу приписывают создание ажурных ваз с основанием в виде герм и женских фигур, с предметами, в декор которых включены профили и скульптурные детали. Фарфор александровского времени – это, прежде всего, фарфор стиля ампир. Над созданием эскизов к предметам трудились лучшие русские архитекторы и европейские мастера. В росписях, декоре и формах произведений преобладают мотивы античности. Поле ухода Гаттенберга с должности директора, Гурьев приглашает специалистов из Германии и Франции, пытается вести недорогие способы производства. К этому периоду относится большая серия тарелок с видами Петербурга и пригородов, выполненных в технике печати по гравюрам С.Ф. Глактионова, И. Г. Майра, А. Г. Ухтомского, акварелей Ф. Алексеева и работ С. Ф. Щедрина.

Печатные изображения, конечно, никак не могли сравниться с живописной росписью. Их использование было временно приостановлено и более широко применялось во время Александра II.

Огромную роль в художественном развитии завода имело приглашение для сотрудничества европейских художников, среди которых были Анри-Альбер Адам, Жак-Франсуа Свебах, Денни- Иосиф Моро. Произведения, которых коснулась рука этих мастеров, отличаются идеальной соразмерностью форм, мастерством кисти, уравновешенностью декора и росписи. Шедевром александровского времени можно назвать «Гурьевский сервиз» с изображением национальных костюмов, ставший самым знаменитым сервизом в истории Императорского завода. В это время были созданы парадные сервизы для многих царских резиденций, например, «Николаевский», «Михайловский», «Елагиноостровский», «Бабигонский». Самые запоминающиеся скульптурные композиции этого периода – «водоносы» С. С. Пименова.

При Николае I Императорский завод по-прежнему процветал и справлялся не только с нуждами двора, но и производил много предметов для представителей дворянского сословья. Для этого времени по-прежнему характерна классическая форма изделий, которая постепенно вытеснялась неостилями. Парадность и торжественность произведений – отличительная черта времени. Предметы и настольные украшения «Министерского» и «Гербового» сервизов, словно вылитые из золота, поражают своим великолепием. Выразительным узором отличается «Готический сервиз», предназначавшийся для дворца «Коттедж» в Петергофе.

Фарфор николаевского времени очень разнообразен в плане декоративной росписи. Живописные изображения на поверхности предметов – это увлекательное путешествие по галерее картин старых мастеров из собрания Эрмитажа. Здесь можно было встретить прообразы полотен Леонардо да Винчи, Рафаэля, Тициана и копии многих других знаменитых шедевров. Точность воспроизведения и мастерство кисти были, как всегда, самого высокого уровня, цветовая гамма оставалась безупречной.


В середине XIX века в моду вошли фарфоровые камины, которые заказывались для дворцовых интерьеров. Фарфором также дополняли отделку стен и плафонов помещений; появились новые предметы украшения парадных залов: колоссальные вазы, канделябры, консоли.

К столетнему юбилею завода в 1844 году при производстве был организован музей. По указу Александра III, для пополнения музейной экспозиции теперь изготавливали дополнительные экземпляры предметов, дублирующие основные произведения.

Последняя треть XIX века отмечена некоторым спадом в производстве колоссальных ваз и больших парадных сервизов. В ассортименте завода появляется больше предметов мелкой пластики: лампы, зеркала, туалетные приборы, шкатулки, футляры и многое другое. В декоре произведений появляются детали из золоченой бронзы, служащие еще и дополнительными креплениями.

В 1860-70- х годах на смену николаевских живописцев приходит поклонение новых мастеров: К. Н. Красовский, Ф. Лапшин, А. Мидин, А. Морозов, Т. Спиридонов, А. Васильев, В. Н. Корнилов, Т. Семенов, Н. Красовский. Виды городов в пейзажной росписи меняют романтическую тему на более реалистическую. Изображение занимает большую часть предмета и становится панорамным, лишенным былого блеска и яркости. Большее внимание уделяется в это время анималистической пластике. Появляются целые коллекции известных животных, самая большая из которых насчитывала 178 фигур. Вторая половина XIX века – это время расцвета творчества художника Августа Карловича Шписа, который в 1849 году стал скульптором Императорского завода. Его работы эклектичны: он подражает античным образам, мейсеновской пластике и современной реалистической скульптуре. К числу наиболее масштабных его работ относится бисквитная ваза, украшенная рельефными фризами на тему аллегорий искусства, ремесел и вакханалии. Еще одним крупным мастером рассматриваемого периода был Виван Босе – живописец, мастер стилизаций и превращений. К 250-летию династии Романовых он создал один из самых колоритных проектов – сервиз в русском стиле «Романовский сервиз».

К 1870-м годам относятся проекты убранства и сервизы императорских яхт «Держава» и «Ливадия», выполненные еще одним талантливым мастером Александровской эпохи – И. А. Монигетти.

Опыт с декоративными цветными глазурями способствовал преодолению эклектизма и перехода к новой эпохе, эпохе Модерна. Мастерам удалось усовершенствовать обжиг и добиться новой яркости красок. Стало возможным создание уникальных по технологии ваз полутораметровой высоты, декорированных красной глазурью.

Следующий этап был связан с освоением техники подглазурной полихромной росписи, при этом было три основных направления: пейзажные, анималистические и цветочные мотивы. Помимо потомственных живописцев, на производство пришли выпускники училища им. барона Штиглица и Школы поощрения художеств. В это время между мастерами не было такого строгого деления на художников фигурной росписи, цветов или орнамента, как в предыдущие столетия. Каждый был волен сам выбирать жанр.

В 1917 году Императорский завод был национализирован и получил название Государственный фарфоровый завод. Перемены в государственной структуре никак не могли повлиять ход художественного развития крупнейшего в России предприятия. Новые задачи и пропагандистские идеи вдохновили молодых художников на создание новых интересных произведений. В 1925 году заводу было присвоено имя М. В. Ломоносова; с этого времени началась новая яркая эпоха советского фарфора. Талантливые мастера бережно хранили традиции мастерства и качества императорского фарфора, обогащая свое искусство новаторскими технологиями и художественными открытиями. В 2005 году после юбилейных торжеств заводу вернулось его прежнее историческое название. Императорский фарфоровый завод сегодня по-прежнему знаменит и успешно процветает, его продукция востребована широким кругом ценителей хорошего стиля и традиций, авторские произведения современных мастеров находят место в коллекциях музеев и частных собраниях России и других странах мира.