Кипренский Орест Адамович (1782-1836) - знаменитый русский портретист начала XIX века.
Родился О. Кипренский в 1782 году в семействе Адама Швальбе. Крепостное положение семьи было унизительным, но Бог одарил Ореста талантом, что во многом помогло избавиться от этой зависимости. Шести лет отроду Ореста определили в училище при Академии художеств. После окончания учебы в АХ Кипренский переехал в Москву, потом пожил в Твери, в 1812 году вернулся в город на Неве.
В 1816 году Кипренский уехал в Европу.
В историю русского искусства О. Кипренский вошел как выдающийся портретист своего времени, представитель романтического направления в живописи.
Одним из первых произведений художника в этом жанре «Портрет А. Швальбе» стал настоящим шедевром портретной живописи начала XIX века. Портрет написан в духе Рембрандта, талантливо и виртуозно. Кипренский создал глубоко психологический образ, умилив эффект впечатления необычным освещением. Свет словно выхватывает из сумрака лицо героя, привлекая наше внимание к его отрешенному взгляду, к руке, крепко сжимающей жезл. Кипренский написал портрет отца, поразивший современников мастерством исполнения, свободой и раскованностью мазка, богатством светотевых градаций.
Эта смелость и новаторство кисти проявились еще в одном замечательном произведении юного Кипренского – в «Автопортрете с кистями за ухом» (1808). Здесь тот же самый прием с освещением дает выразительные контрасты света и тени. Живописная манера еще более раскована, чем в портрете Швальбе, характер произведения совсем другой. Юношеский задор, живость взгляда, легкая улыбка, - все в этом портрете говорит о необыкновенной одаренности автора. Другой, написанный вскоре «Автопортрет с розовым шейным платком», разительно отличается от предыдущего. Ироничный тон меняется на романтическое настроение. Да и внешний вид далек от облика художника. Перед нами одухотворенный юноша, денди одетый по моде начала века. Его прическа и костюм безупречны, а манеры аристократичны. И все же мы покорены артистизмом Кипренского, его способностью перевоплощаться и преображать окружающий мир. Создавая парадные портреты супругов Ростопчиных (1809) и Хвостовых (1814), художник мастерски сочетает мастерство достижения портретного сходства с выразительной передачей характера модели. Каждый раз создавая заказной портрет, Кипренский рождал неповторимый художественный и эмоциональный образ человека своей эпохи.
Большим открытием для мира искусства стал портрет гусара Давыдова Е. В., написанный Кипренским в 1809 году. Это парадный портрет, исполненный по всем правилам этого жанра. Однако художник внес в изображение мужественного героя лирический мотив, создал романтический идеал своего времени. Его Давыдов мечтатель, поэтическая натура, смелый и решительный в бою офицер. Художник не изображает Давыдова в полный рост, а срезает краем холста голенища его сапог. Торжественно парадный характер образа наделяется чертами противоречивой натуры. К этому образу близок портрет Кипренского – «Портрет князя С. С. Уварова», потомственного, яркого представителя аристократической молодежи. Его образ тоже соответствует духу эпохи. Эта задумчивость, погруженность в личные переживания была очень знакома художнику. А вот уж где действительно представлен настоящий идеал человека романтической эпохи – это Портрет А. Ф. Шишмарева (1827). Художник ставит своего героя в «позу Давыдова», но меняет подтекст изображения. Его портретируемый пребывает в гармонии с природой, он находится в саду в окружении цветов и стрекоз.
Кипренский был непревзойденным мастером портрета, умел подчеркнуть индивидуальность изображенного, гармонию его внутреннего состояния и раскрыть внешние достоинства. Портреты роднит одна кисть и автор, но по характеру живописи и глубине психологических характеристик они очень разные. Огромная заслуга Кипренского с том, что он подарил искусству невиданный ранее образ ребенка в живописи. Созданный им тип детского портрета отличался от многих церемониальных изображений. Ему еще сложно оторваться от манеры изображать детей как маленьких взрослых, как в XVIII веке, но он уже на верном пути демонстрации детской непосредственности- «Калмычка Баяуста» (1812-1813), «Портрет мальчика» (1819), «Портрет Александра Александровича Челищева» (1809) и многие другие. Еще большей искренности в изображении детей удалось достигнуть В. А. Тропинину, современнику Кипренского, создавшего прославленный «Портрет сына Арсения» в 1818 году.
О. Кипренский был современником А. С. Пушкина, и портрет великого поэта его кисти занял важное место в изобразительной пушкиниане. Портрет был настолько идеальным по замыслу и манере исполнения, что А. С. Пушкин, глядя на этот портрет, сказал не без иронии: «Себя как в зеркале я вижу, но это зеркало мне льстит». Кипренский был вхож в круг литературного Арзамасского общества, знал многих знаменитых поэтов и писал их портреты. Батюшков и Мицкевич, Крылов тоже стали героями его произведений.
По масштабу своего дарования О. А. Кипренский был историческим живописцем. Многие из его замыслов так и не были осуществлены, часть произведений, например в виде монументальных росписей, украшали сцены храмов. Кипренский написал свою историю в лицах, он создал энциклопедию русской жизни. Столько ярких характеров, столько интересных судеб, такой широчайший диапазон неповторимых личностей. Это его уникальное наследие и великий творческий гений.