Энциклопедия
Клементьева Ксения Александровна
петербургская художница

Ксения Александровна Клементьева (1896-1984) – петербургский художник, график, книжный иллюстратор, мастер акварели и рисунка, автолитографии.

Ксения Александровна Клементьева - художница

Родилась в 1896 году в Саратове на Волге, с детства любила рисовать. После окончания саратовской женской гимназии, уехала учиться в Петербург. В 1913−1916 годах занималась в школе живописи и скульптуры М. Д. Бернштейна и Л. В. Шервуда, в 1918 посещала новую художественную мастерскую, в 1919 году училась в художественной мастерской А. И. Савинова.

В 1920-е годы Ксения Александровна вместе с мужем жила в Тифлисе. Этот период, насыщенный интересными событиями и встречами с творческими людьми, был связан с работой художницы в «Окнах РОСТА». Здесь она познакомилась с поэтами В. Хлебниковым, А. Крученых, С. Городестским. В Тифлисе Клементьева некоторое время была вольнослушательницей в Академии художеств, в Баку занималась в Высших художественных мастерских.

В 1927-м году супруги вернулись в Ленинград. Ксения Александровна начала заниматься печатной графикой, ей было интересно осваивать различные техники, добиваться разнообразия и выразительности изображения. Среди ее работ есть портреты друзей и жанровые композиции. Именно в 1930-е годы стал формироваться оригинальный стиль художницы, ее авторская манера. Большое влияние на ее творчество оказали К.И. Рудаков, Е. И. Чарушин, с которыми она общалась, работала и, наконец, увлеклась книжной иллюстрацией. К. Клементьева обратилась к теме русской классики и воплотила в своих работах яркие образы литературных персонажей А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, И. С. Тургенева. Ее иллюстрации, знакомые не одному поколению читателей, стали классикой советской иллюстрации.

Во время войны К. Клементьева находилась в эвакуации, а в 1944 году вернулась в Ленинград и стала снова заниматься книжной иллюстрацией. Сотрудничала с детскими изданиями, работала в печатной мастерской Союза художников. Ксения Александровна занималась станковой графикой, и по-прежнему в ее творчестве важное место занимал портрет. В 1960-е годы она печатает работы с обнаженной натурой и ставит сложную художественную задачу: в черно-белой графике передать трепет и выразительность пластики натуры. К этому времени относится еще один важный цикл ее работ, посвященный теме последствий войны, – «Помни». Главными персонажами ее работ стали деревья, изуродованные войной. Изнеможенные, искореженные стволы, с беспомощно тянущимися вверх изломанными ветками похожи на сказочных героев. Изображения потрясают своей невероятной образностью и выразительностью рисунка. В 1980-х годах К. Клементьева занималась монотипией, выполнила более 250 работ в этой технике.

Творчество К. Клементевой отличается многогранностью, мастерством рисунка, великолепным знанием натуры и одухотворенностью образов. Ее работы хранятся во многих музеях России и частных собраниях.