Кончаловский Петр Петрович (1876-1956) - знаменитый живописец с мировым именем, яркий представитель русского авангарда, один из организаторов художественного объединения «Бубновый валет».
П. Кончаловский родился 1876 году в городке Славянск. Его отец был известным литератором, переводчиком и издателем. Семья жила в Харьковской губернии в родовом поместье, до тех пор, пока в 1879 году не арестовали отца за революционную деятельность. Имение конфисковали, а Петра старшего сослали в Холмогоры.
В 1884 году, когда Кончаловские переехали в Харьков, восьмилетний Петр стал заниматься в школе живописи Раевской. После ссылки отец стал книгоиздателем и открыл в Харькове свой магазин, где работала его жена. Через пять лет семья перебралась в Москву. Отец продолжил издательскую деятельность уже в столице, начав с сочинений Лермонтова и Пушкина.
В качестве иллюстраторов были приглашены лучшие русские художники: Суриков, Поленов, Репин, Айвазовский, Серов, Васнецов, Шишкин, Врубель. Во Врубеле он чувствовал огромный потенциал, предоставив ему возможность сделать рисунки к «Демону» и «Герою нашего времени». Атмосфера в доме Кончаловских была очень творческой, у Пети младшего появилась возможность общаться с выдающимися мастерами и наблюдать за их работой. Свои детские впечатления он пронес через всю жизнь. Именно тогда он особенно остро почувствовал свое призвание, захотел стать художником, и начал посещать занятия в Строгановском училище.
Однако, по настоянию отца, Петр поступил в Московский университет на факультет естественных наук. Но с живописью он и не думал расставаться и поехал учиться в Париж вместе с К. Коровиным.
Так 1896 - 1898 годы он посвятил художественному образованию, посещал академию Жулиана. Два года были насыщены событиями, плодотворными занятиями. Юный художник с головой погрузился в художественную парижскую жизнь, познакомился с творчеством импрессионистов, фовитов, постимпрессионистов, сблизился с творческой молодежью. Успехи Петра были настолько ощутимы, что по возвращении из Парижа он поступил в Академию художеств, окончив ее со званием художника в 1907 году, нашел свой путь в искусстве, далекий от академических канонов.
С юных лет Петр Кончаловский был очень требователен к себе, после окончания Академии он находился в творческом поиске, бесконечно экспериментировал, часто смывал свои картины с полотна, и снова брался за кисть. Его пытливый ум, творческий потенциал и богатая фантазия, стремились к новому большому искусству. Он стоял на пороге открытий и перемен.
Развитие таланта Петра Кончаловского было стремительным, но поэтапным. Ранние картины были написаны в духе Коровина и Серова, в традициях русской школы живописи. Это были натурные пейзажи и натюрморты. Впечатлением, потрясшим его, стала выставка картин В. Ван Гога, которые он увидел в Париже. Живопись Ван Гога словно раскрыла ему глаза на натуру, которую надо чувствовать, искать в ней характерное, а не копировать природу. После 1908 года он стал мыслить образно и работать по-другому. Огромное влияние на Кончаловского оказало искусство фовистов, с их тонким пониманием цветовых соотношений и активизацией цвета. После Ван Гога Кончаловский открыл для себя П. Сезанна и других художников постимпрессионистов. Он, наконец, понял как надо писать, от его решительности творить захватывало дух. Молодой задор и смелость экспериментов выносили его в авангард художественной жизни.
После 1909 года он оторвался от традиционной живописи, увлекся кубизмом и вместе с друзьями художниками Машковым, Лентуловым, Фальком и Куприным организовал «Бубновый валет». В работах этого периода появляется новаторство художника, соединившего конструктивность цвета со стихией ярких красок заимствованных в русском народном творчестве. Свое вдохновение бубнововалетцы черпали в искусстве лубка, в декоративном звучании ярморочных и магазинных вывесок, в колорите народных промыслов. Их объединяла жажда эксперимента и оптимистический взгляд на мир.
После путешествия по Италии и Испании в 1910 году, куда Петр Кончаловский отправился вместе с Суриковым, он создает "испанский цикл", написанный в духе примитива. Его интересует свободная компоновка фигур по полю холста, сочетание локальных пятен.
В период конца 1909 по начало 1913 годов в работах П. Кончаловского прослеживается довольно определенная манера, которую искусствоведы назвали "подносно-черной основой" которая проявляется не только в натюрмортах, но и в некоторых портретах. Этот визуально ощутимый темный контур предметов, фруктов и фигур, дает возможность ярким цветам загореться еще сильнее. Предметы на холсте представлены крупными, с нарочито увеличенной формой, передающей как бы супер спелость фруктов. Это чисто декоративный прием использовали многие художники объединения «Бубновый валет»: Машков, Фальк, Лентулов и другие.
Каждый предмет на холсте получал особую плотность, крепость фактуры и осязаемость формы: «Сухие краски», «Натюрморт с красным подносом», «Агава», «Семейный портрет». Пейзажи Кончаловского написаны в духе постимпрессионизма. В них чествуется влияние Сезанна, там есть свобода компоновки форм цветом, чувствуется внутреннее движение и жизнь.
По воспоминаниям Лентулова, Кончаловский работал очень плодотворно, писал огромное количество этюдов. После революции художественная манера Кончаловского изменилась, стала более реалистичной. Художник стал одним из ведущих мастеров советской живописи. Важное место в творчестве занимал натюрморт, краски в котором становятся более гармоничные, собранные, но они не лишены декоративности и звучности: «Натюрморт с капустой» (1938), «Пионы и Дельфиниумы» (1953), «Зеленая рюмка», «Натюрморт с подсвечником». Кончаловский говорил что цветок писать так же сложно, как и портрет. Цветок надо внимательно и детально рассмотреть, постичь его особенности, быть ближе к натуре. Он называл цветы великими учителями живописцев.
Петр Кончаловский был непревзойдённым мастером портрета. Он создал замечательные образы своих современников, среди которых А. Н Толстой, В.Э.Мейерхольд, Г. Б. Якулов, Ю. П. Денике (Юрьев) и А. Д. Покровсий.
Особое внимание привлекают портреты его дочери Натальи и жены, написанные с трогательным вниманием и любовью. Выразительны у Кончаловского и автопортреты. Его «Автопортрет в желтой рубашке» отличается захватывающим психологизмом. Перед нами художник с пытливым устремлённым вперед взглядом. Мы улавливаем работу зрелой творческой мысли, сосредоточенности на настоящем. Его поза свободна, энергична, выдает широкую и волевую натуру творца. Кончаловкий стоит в своей мастерской с кистями в руках на фоне подрамников. На заднем плане гипсовая фигурка Сурикова, его самого главного кумира в русской живописи. Этот портрет как нельзя лучше выражает характер художника - современника той сложной эпохи, в которой он жил.
Творчество П. Кончаловского занимает одну из ярких страниц в истории русской живописи, его произведения хранятся в музейных и частных коллекциях по всему миру.