Энциклопедия
Корзухин Алексей Иванович
русский художник

Корзухин Алексей Иванович (1835-1894) – русский художник, передвижник, академик, яркий представитель реалистического реализма в живописи второй половины XIX века, автор многочисленных жанровых картин, приверженец демократических идеалов.

Корзухин Алексей Иванович, художник

А. Корзухин родился в Пермской губернии в семье крепостного- рабочего горного завода. Талант у Алексея Ивановича проснулся рано, родители отдали сына на обучение местным иконописцам. Способности юного иконописца требовали развития и профессионального образования.

В 1858 году А. Корзухин поступил в петербургскую Академию художеств, в 1861 году получил малую золотую медаль за картину «Пьяный отец семейства». В 1863 году А. И. Корзухин отказывается от участия в конкурсе на большую золотую медаль, участвует в «бунте четырнадцати» и принимает активную роль в создании Артели художников.

Творчество А. И. Корзухина представляет собой летопись народной жизни, раскрывающей все своеобразие быта крестьян, их будни и праздники. Каждая картина, как увлекательный рассказ, представляет нам яркие житейские сцены. Художник живо интересовался всем, что происходит вокруг него, создавая выразительные типажи своих современников. Искусство должно быть ближе к народу, понятно народу - вот главные идеи его работ.

В 1865 году Корзухин написал картину «Поминки на деревенском кладбище», где главными героями стали дети- сироты, проводившие родителей в последний путь. Всю скорбь и безысходность художник выражает в образе девочки, отрешенно смотрящей вдаль. А. Корзухин затронул здесь глубоко эмоциональную тему, обнажив глобальную проблему большой смертности от голода, тифа, непосильного труда сотней крестьян того времени, обреченных на нищенское существование. За эту картину А. И. Корзухину присвоили звание художника первой степени. Близкая тема, с явным обличительным характером повествования, раскрыта в работе «Сбор недоимок». У почти разорившейся семьи уводят кормилицу – корову. Бедная женщина с грудным ребенком на руках умоляюще смотрит на исполнителя несправедливого самовольного приговора - местного старосту, который стоит перед ней с каменным лицом.


К 1870-80-ым годам обличительный пафос почти уходит из картин Корзухина, остается та же верность натуре и интерес к повседневному жанровому сюжету. Реалистический характер его живописи укрепляется в своем статусе, становится зрелым живописное мастерство, а сюжеты разнообразнее. В работах «Птичьи враги» (1887), «Надоел» (1886), «Петрушка идет» 1880-е, «Девичник» (1889) А. Корзухин великолепно раскрывает картину благополучной сельской жизни. Здесь нет щемящей грусти, или отчаяния. Произведения полны жизнеутверждающей силы, задора, живого авторского юмора. Зритель с большим интересом следит за развитием сюжета в каждой картине.

А. Корзухин был мастером композиции, писал, вкладываясь в точную проработку деталей костюма и предметного ряда. Законченность каждого фрагмента, цельность общего плана, выразительность смысловых акцентов, виртуозность кисти - вот те главные характерные особенности зрелого творчества замечательного живописца А. И. Корзухина.

Фигура Корзухина как художника - бытописателя достаточно значительна для жанровой живописи конца XIX века. Тот неоценимый вклад, который сделал художник в общее дело обогащения русской культуры, стал примером для многих поколений художников, последователей его творчества, критиков и благодарных зрителей.