Крест напрестольный – символ христианской веры, один из важнейших обрядовых атрибутов православного храма, который используется в будничных и торжественных богослужениях. Его главное место на престоле, в алтаре, там, где находится напрестольное Евангелие, потир и лжица для причастия. антиминс и митра.
Напрестольным крестом благословляют верующих по окончанию литургии, к нему прикладываются после исповеди, его выносят навстречу епископу. По сравнению с наперсным крестиком, которые носят все верующие, напрестольный крест имеет большой размер от тридцати и более сантиметров, такой, что его удобно держать в руках священнослужителю. Тип креста называется «голгофный», так как представляет собой прообраз того креста, на котором распяли Христа.
Традиционный напрестольный крест – восьмиконечный формы, с чеканным или гравированным рисунком. Он выполнялся из серебра или, меди, дерева или кости, украшался цветными эмалями и жемчугом. В основу изображения положено «Распятие Христа», дополненное атрибутами и сценами страстей Христовых. Изображение может быть более или менее рельефным, а качество литья и чеканки зависит от художественного центра и от уровня мастерства его исполнителя. В верхней части креста обычно помещался - Бог Саваоф, в нижней части под основанием креста - череп, символизирующий, место захоронения прародителя Христа Адама. На кресте также помещали фигуры Богоматери и Иоанна Богослова, их изображали в рост или по пояс. В некоторых образцах можно видеть фигуры архангелов или херувимов, а также символические изображения - солнце и луну, орудия страстей пыток - клещи, гвозди, терновый венец.
В особых случаях кресты ограничивались изображением только распятия с минимумом декоративных элементов. Иногда встречается так называемый «процветший Крест», словно заросший побегами кипариса, или увитый виноградной лозой, символизирующими воскрешение Спасителя и торжество вечной жизни, славу христианской традиции.
В Русском искусстве XVII и начало XVIII веков было временем расцвета цветных эмалей, тогда богатство и контраст оттенков которого сделали напрестольные кресты еще и уникальными произведениями прикладного творчества. Многие сохранившихся реликвий служат примерами ювелирного искусства. Настолько тонкое здесь проявилось мастерство и характер исполнения, искусно подобраны цвета и декоративные узоры. Эмали покрывали либо весь крест, или давались фрагментарно, акцентируя внимание на наиболее значимых символических элементах.
Особый интерес представляют напрестольные кресты XIX - начала ХХ веков, целые коллекции которых хранятся в собраниях российских музеев. Редкими иконографическими образцами считаются кресты с разнообразными евангельскими сюжетами, включенными в композицию по замыслу мастера или заказчика.
Кресты для особых торжественных богослужений или, кресты, предназначавшиеся для священнослужителей высшей иерархии священников имели более богатый и насыщенный декор, выливались из серебра, золотились, украшались крупными и мелкими жемчужинами, драгоценными и полудрагоценными камнями.