Энциклопедия
Максимов Василий Максимович
русский художник

с В своих картинах он рассказал о сельской жизни, о несправедливости помещиков, о нелегкой доле крестьянских семей. Трагедийность сюжетов Максимова подчеркнута остротой изобразительного языка, эмоциональной выразительностью образов.

Максимов Василий Максимович, художник

В. Максимов начинал свой путь в искусстве как художник- иконописец, был вольнослушателем в Академии художеств, а потом вошел в творческую артель П. А. Крестоносцева. Василий Максимович был удостоен золотой медали Академии художеств за картину «Бедное дитя». Из идейных убеждений В. М. Максимов отказался от участия в конкурсе на большую золотую медаль. Ему хотелось писать о правде жизни, о российской действительности, быть ближе к народу. Тверская губерния стала на долгое время его пристанищем. Там он находил яркие образы для своих работ, черпал темы для своих сюжетов. Путешествие художника по Волге подарило незабываемые впечатления. Восхищенный красотой и величием русской природы, колоритом местных жителей, и в тоже время пораженный разорением и беднотой, Максимов стал писать свои жанровые произведения.

Картина «Бабушкины сказки» (1867) стала венцом его раннего творчества. Композиция картины построена по принципу театральной сцены, где перед зрителем разворачивается действие. Перед нами деревенская изба, в которой собрались местные жители. Все они, затаив дыхание, слушают рассказ старушки-сказочницы. Бабушка, главная героиня сюжета, помещена в центр холста и освещена ярким светом керосиновой лампы. Ее образ выразителен, в нем собрана вся русская мудрость. Тот же свет выкатывает из темноты лица других персонажей, в глазах которых вспыхивает интерес к увлекательной истории. Максимов великолепно выстраивает эмоциональное, психологическое развитие темы от центра к периферии. Мастерски прорабатывает предметный план, прописывает лица, детали одежды, поверяет нас в мельчайшие подробности происходящего.

Другой значительной работой художника стала картина «Приход колдуна на крестьянскую свадьбу» (1875). Максимов опять выступает как автор хоровой картины, пишет многофигурную сцену, с ярким эпическим и эмоциональным звучанием. Здесь мы сталкиваемся со старинным поверьем, знаком судьбы, который все присутствующие воспринимают с тревогой. Что сулит это появление странного персонажа – незваного гостя. Главная героина картины – молодая невеста. Все внимание зрителя обращено к ней, к ее лицу, освященному так, что мы чувствуем смятение, накал переживаний, ее оторопь. И в то же время как красив лик, залившейся румянцем юной девушки. Этот образ стал одним из ярких в истории русского искусства.

У картины «Семейный раздел», написанной Максимовым в 1876 году, нет временных рамок. Тема, так живописно представленная Максимовым, актуальна и по сей день. Чередуются жизненные коллизии, мелькают десятилетия, меняются местами герои, а суть остается той же. Каждая композиция Максимова представлена как некая показательная сцена, развернутая на холсте. В центре всегда – главные персонажи, вокруг которых второстепенные герои. Надменная свекровь делит имущество, которому грош цена. Но через эту склоку раскрываются человеческие характеры: кротость молодой невестки, раздор братьев, жадность матери. Картина была по достоинству оценена современниками и, так же, как и предыдущая, куплена у Максимова П. Третьяковым.

Классикой жанровой живописи Максимова стала картина «Больной муж» (1881), заставляющая героиню молится всем святым за здоровье кормильца семьи, а зрителя сопереживать случившемуся. «Бедный ужин»- типичная сцена для русской глубинки конца XIX века. Лирический мотив развивается в картине «Сборы на гуляние» (1869), пронизанной национальным колоритом, отличающейся выразительностью персонажей. Две девушки красуются одна перед другой, собираясь на прогулку, а их подруга сидит у окна с ребенком и вспоминает о веселых деньках, проведенных вместе с девушками.

А вот у кого действительно «все в прошлом», это у старой графини из одноименной картины. Максимов представил стареющую даму, сидящую в кресле во дворе своего дома. Сколько сосредоточенности в этом образе, сколько безысходности от приближающейся старости и немощи. На контрасте с образом больной старушки написан весенний пейзаж, пронизанный светом и воздухом. Обновление и свежесть природы омрачено угасанием чьей-то жизни. Максимов выступает здесь как тонкий психолог, сумевший затронуть тонкие грани человеческих взаимоотношений, зрелый мастер реалистической живописи, тонкий колорист.

Творчество В. М. Максимова подарило нам множество замечательных колоритных образов, живописных пейзажей и портретов. Его работы имеют особую коллекционную ценность, представлены во многих музеях России и в частных собраниях за рубежом.