Энциклопедия
Малевич Казимир Северинович
выдающийся российский и советский художник польского происхождения

Казимир Северинович Малевич (1879-1935) – выдающийся российский и советский художник польского происхождения, крупнейший представитель русского авангарда, основатель супрематизма в живописи, автор многих трудов по философии искусства, организатор общества «Супремус», лидер группы УНОВИС.

Малевич Казимир Северинович, художник

Родился в Киеве. С детства был очень увлечён живописью; писал маслом и акварелями, делал репродукции. Окончил агрономическое училище, затем учился в ХШ. В 1896 году переехал в Курск, затем в Москву. Там Малевич учился в МУЖВЗ и в Строгановском училище. В 1905 году вернулся в Курск и через два года впервые, вместе с Василием Кандинским, принял участие в выставке московского товарищества художников.

После поездки в мировую столицу модерна – Париж – испытывает влияние импрессионизма, символизма и кубизма. Среди работ раннего периода: "Бульвар", "Цветочницы" (1903-04), «На сенокосе» (1900), «Плащаница» (1908).

Развитие Малевича, как и всего современного искусства, по его мнению, происходило от импрессионизма к супрематизму.

В 1910-1912 году Малевич участвует в выставках объединения «Бубновый валет», позднее – «Ослиного хвоста», в которого входили также Наталья Гончарова и Михаил Ларионов. Здесь начинается новый цикл работ Малевича, в котором он обращается к крестьянской тематике. Серия работ этого цикла колористически насыщенна и построена строго геометрически; его изображения крестьян визуально упрощены до строгих геометрических фигур в серо-красных металлических оттенках. Композиции построены согласно классическим принципам золотого сечения. Проявляется его характерный почерк: яркие цвета и строгие геометрические формы. Также просматривается влияние яркой вспышки фовизма во Франции и увлечение кубизмом (Пабло Пикассо и Жорж Брак) и итальянским футуризмом (Джино Северини, Умберто Боччони; автор «Футуристического манифеста» Филиппо Маринетти). Картина этого периода «Косарь» (1911-1912 гг.) предвещает развитие кубофутуризма у Малевича. Другая его кубофутуристическая работа – «Супрематизм в контуре спортсменов». В отличие от жестких механистических урбанистических пейзажей Северини и Боччони, Малевич обращается к крестьянской и общественной тематике. Иллюстрирует книгу поэтов-футуристов А. Кручёных и В. Хлебникова, работает над декорациями к опере М. Матюшина. Его геометрические декорациисловно сошедшие с картин супрематические композиции.

Супрематизм начинается с его серии работ, выставленных в 1915 году, с первой в Петербурге футуристической выставки «Трамвай В». Написанный впервые в 1915 году, позднее три раза повторённый автором «Чёрный квадрат» стал апофеозом «Последней выставки футуристических картин 0,10» в Петрограде в 1915 году. Он был расположен в верхнем углу; вокругдругие композиции супрематизма, разбросанные, словно в движении, тщательно выверенные.
После этого Малевич много пишет философский трактаты, выступает с лекциями о новом искусстве, о роли и предназначении живописи, о супрематизме как наивысшей стадии чистой бесфигуративной живописи.
Шедевром беспредметной живописи становится произведение «Белое на белом», выполненное Малевичем в 1918 году, ныне в коллекции МОМА в Нью-Йорке. Эта картина, изображающая белый квадрат на фоне квадратного белого холста (бело-голубой на белом с оттенком охры), стала вершиной супрематической чистой живописи. Оказавшись в одном из самых влиятельных в мире музеев с огромной коллекцией искусства конца XIX века по настоящее время, эта картина чрезвычайно популярна в США и знаменита наравне с «Чёрным квадратом» (1915 год). Всего Малевичем были написаны четыре «Чёрных квадрата»: все они находятся в лучших государственных музеях России. «Чёрный квадрат» 1923-го года был задуман как часть триптиха, включающего также «Чёрный крест» и «Чёрный круг». Его композиции полны сильной внутренней динамикой; используя только простые геометрические фигуры, Малевич "толкнул" живопись к ее пределам, создал новое, чистое и беспредметное искусство. Всякая попытка, считал он, передать реально существующее на холсте растворяется в беспредметности реально недостижимого. "Беспредметное" он связывал с понятиями Вечности, Бога, Природы, Красоты.

В 1919-1922 преподавал в Витебской ХШ, затем в 1924-1926 гг. работал директором ГИХК; позднее руководил ЭЛ в Русском музее. Были организованы многие его выставки в Германии, Польше и России, в том числе, персональные.
Организовал сообщество «Супремус», куда входили такие известные художники, как Л. Попова, О. Розанова, Н. Удальцова и другие. А в 1920 годугруппу УНОВИСУтвердителей нового искусства (Л. Лисицкий и др.).

После 1922 года единственным официальном жанром в искусстве становится советский реализм. В 1927 году Малевич смог уехать в Европу, взяв свои произведения. Спустя несколько месяцев был срочно призван обратнои вернулся, покинув свои картины: в СССР оставались жена и дети. Вернувшись, два месяца провёл в тюрьме из-за подозрений в шпионаже. Многие из его картин остались в европейских и американских музеях. В 1928 году, перед своей выставкой в ТГ, так как многие его работы ещё находились на экспозициях за границей, Малевич создал ряд картин, датировав их более ранним периодом, для «восполнения» своих импрессионистских работ 1903-1906 гг. и крестьянского цикла (1908-1912).

Писал до конца своей жизни; в самые последние годы, исчерпав потенциал супрематизма, вернулся к предметной живописи ("Скачет красная конница", 1928-1932 гг., Русский музей).
Гениальный мастер современного искусства, Казимир Малевич остаётся одним из самых интересных художников, а его произведения хранятся в лучших музейных коллекциях мира, помимо российских, в МОМА, Городском музее Амстердама; его персональные выставки организованы, например, ведущей лондонской галереей Тейт. Те немногие из его картин, что попадают на аукционные торги, уходят за миллионы долларов: к примеру, в 2014 году его эскиз «Голова крестьянина» (1929 г.) ушёл с аукциона Sothebys за 3,5 млн. долл.