Мавританский стиль мебели – это один из знаменитых неостилей в архитектуре, интерьере и декоре мебели, получившей свое развитие в эпоху Историзма. Рождение мавританского стиля связывают с интересом к романтизму захватившего европейцев после 20-х годов, когда их взорам, после покорения Наполеоном Египта открылось искусство арабской культуры. Знакомству с экзотическим искусством Африки в какой-то мере способствовали и колониальные войны европейских государств, среди которых первые места занимала Испания и Франция.
Особенно отчетливо мавританский стиль проявился в архитектуре и оформлении интерьеров уже во второй половине XIX века, залы гостиных наполнялись мебелью привезенной из колониальных походов и предметами стилизованными под марокканский стиль. В моду вошли куриальные и чайные комнаты, которые стали появляется в частных особняках и аристократических дворцах.
Например, известно, что в Зимнем дворце 1830-40-годах по проекту А. Брюлова была сделана ванная так называемая, ванная комната в «Мавританском стиле». Чуть позже в конце 1850-х одна из комнат в Юсуповском дворце была оформлена по проекту архитектора И.Монигетти, и перестроенная позже А. Степановым в мавританском стиле. Она так и называлась - Мавританская гостиная, и воплотив испано-мавритансий колорит архитектурного облика Гранады XIV столетия. Известно, что эта стала любимым местом отдыха князя Юсупова.
Мавританский стиль был очень эклектичным и собрал себе мотивы арабского, сирийского, персидского и индийского и китайского искусства. И не смотря на это многообразие, это направление приобрело ярко выраженные черты. Восточные орнаменты повторялись в тонкой витиеватой резьбе по дереву и кости, узорочье тканей, ковров и витражей, яркой палитре изразцов и керамики.
В основе мебельных конструкций преобладали архитектурные элементы, такие как остроконечные навершия, подковообразные или луковичные аркады. В отделке преобладал цветной мрамор, мозаика, резьба по кости и инкрустация перламутром. Декор мебели отличался пышностью и эффектными цветовыми контрастами. Мастера искусно вплетали в орнамент цитаты из священных писаний, цитаты из Корана. А порой это была стилизованная письменность - «арабская вязь» - которая великолепно сочеталась с цепью геометрических растительных узоров.
В какой-то мере, интерес к искусству Востока в России возрос после Русско-турецкой войны 1877-1878 годов. В изобразительном искусстве звучали отголоски Турецкой культуры, и некоторых ярких обычаев. Открытием для многих русских стала выставка картин В. В. Верещагина, выполненная им по впечатлениям о военных походах. Художник великолепно передал колорит экзотических стран, через национальные костюмы, архитектуру, прикладное искусство. Он создал множество ярких выразительных национальных образов в великолепии и богатстве интерьеров. Принято считать, что Мавританский стиль был изобретен европейцами, и среди всего многообразия неостилей второй половины XIX века, он был самым экзотичным. Богатство художественных возможностей и мотивов стали залогом развития нового направления в искусстве, в котором соединились впечатления и способы их воплощения.
В Испании существовали мастерские, которые занимались изготовлением мебели в мавританском стиле, мода на который распространилась по всей Европе. Особенностью восточного стиля – стала не только экзотика, но и особенности культуры быта. Центральное место в интерьере арабских гостиных, курительных и чайных комнат занимал ковер, на котором отдыхали, пили чай, курили, седели или возлегали. Поэтому и мебель была приземленной: низкие столы, оттоманки, сундуки, ширмы, невысокие шкафы, размещавшиеся в нишах. Ее конструкция, включающая архитектурные элементы, дополнялась великолепным резным декором. Созерцание хитросплетений резьбы и орнамента ковра, за чашкой крепкого чайного напитка, способствовало философским размышлениям, а может быть, и рождению восточной мудрости. В цветовой гамме преобладали темные, почти черные тона, оттеняющие белизну и переливчатость перламутра и благородный тон слоновой кости.
Самыми характерными примерами мебели были низкие шести и восьмиугольные столы, столешницы которых богато украшались инкрустацией или покрывались чеканкой по меди. Низкие восьмигранные табуреты покрывались тесненной кожей с ажурными металлическими накладками. Вторым по комфортности предметом стала оттоманка, спинку которой заменяли многочисленные подушки, которые сами по себе тоже стали важным атрибутом восточного интерьера.
Мода на мавританский стиль периодически возвращается, современные дизайнеры все чаще используют его в своих проектах. Но все же центральное место в таких интерьерах занимают эксклюзивные старинные и антикварные предметы, которые вносят в атмосферу подлинной восточной экзотики.