Энциклопедия
Муниров Марат
современный художник-керамист

Муниров Марат – художник, автор анималистической скульптуры, керамист.

художник-керамист Муниров Марат

Родился на Урале, на востоке Башкирии в 1956 году, окончил художественную школу, в 1978-1979 годах учился на подготовительных курсах ЛВХПУ им. Мухиной. Самыми плодотворными и успешными для художника были годы учебы в ленинградской художественной студии Дворца культуры работников просвещения (1979-1985). Именно там Марат раскрыл для себя искусство живописи во всей гармонии цвета и богатства фактуры. Он изучал картины старых мастеров, постигая совершенство их творчества. Он знакомился с работами современных художников и с интересом следил за темпераментом их кисти. В жизни студии Марата привлекала возможность свободно выражать свои идеи в живописи, не оглядываясь на цензуру и стереотипы. Его учителями были талантливые педагоги Ярослав Яковлевич Лаврентьев и Александр Павлович Зайцев; далекие от официального искусства, они учили своих студентов живописи во всех ее декоративных и традиционных проявлениях.

Как художник Марат сформировался уже в художественной студии, но ему стало интересно, что происходит в Академии художеств, и он три года состоял вольнослушателем в мастерской К. Аникушина. Марат научился не только понимать и чувствовать живопись – здесь он блестяще овладел рисунком, усвоил геометрию соотношений форм и пропорций, выполнял сложные задачи по построению классической композиции и перспективы.

Муниров живо интересовался различными художественными техниками и стилями в искусстве, изучал возможности разных материалов, бесконечно пробовал и экспериментировал. Появилось желание заниматься керамикой. Марата привлекала возможность свободы творчества в работе с традиционным природным материалом – глиной и шамотом. Произведения автора впечатляют цельностью и одухотворенностью образов, мощной цветовой энергетикой и выразительной пластикой. В его работах есть декоративное начало, выраженное в смелом сочетании различных фактур с глянцевыми пятнами цветных глазурей. В его небольшой керамической скульптуре, изображающей бегемотов, носорогов, слонов, баранов, котов, всадников, есть монументальность и внутренняя мощь. Привлекает внимание серия работ, связанных с возрождением такого старинного музыкального глиняного инструмента, как «окарина». Эта тема находит у художника разнообразное воплощение – от простой яркой глиняной свистульки в русском стиле до фантастических образов «Окариной» в виде неземных существ с овальными головами на длинных шеях. Марат пробует свои силы в разных жанрах. Обращается и к портрету, в котором старается затронуть главные струны души человека и показать характер. Соединение народных и академических традиций в творчестве Марата Мунирова делает его искусство живым, эмоциональным и жизнеутверждающим. Марат – постоянный участник художественных выставок и мастер-классов; его произведения хранятся во многих музейных и частных коллекциях.