Энциклопедия
Нестеров Михаил Васильевич
(1862-1942) – знаменитый русский живописец

Нестеров Михаил Васильевич (1862-1942) – знаменитый живописец, творческое наследие которого представляет одну из ярких страниц в истории русского искусства. Человек богатейшего дарования и тончайшей духовной внутренней культуры. Его работы - это философские размышления о России, о вере, о вечных ценностях и национальных традициях. Мироощущения Нестерова было неотделимо от судьбы России, от поэзии народных приданий, от христианской среды, в которой он родился и вырос. 

Михаил Васильевич родился в 1862 году в Уфе в купеческой семье, патриархальный уклад которой позволил будущему художнику ощутить всю полноту православных традиций. С детства он проявлял незаурядные художественные способности, которые не могли не радовать его близких. Профессия художника не была в почете в их кругу промышленников, купцов и крестьян тех мест, где прошло его детство. Отец, шутя, говорил, что признает Михаила художником, если его картины будет покупать сам Павел Третьяков. Однако, родители, благословив сына, направили юношу учиться в Москву, в училище живописи, ваяния и зодчества. В 1877 году Нестеров поступил в одно из лучших по тем временам заведений России. Ему еще и посчастливилось учиться у таких знаменитых мастеров как В.Г.Перов, А.К.Саврасов, И.М.Прянишников, был период, когда Нестеров занимался в мастерской  П. Чистякова в АХ (1881-1884). Он долгое время находился в поисках творческого пути. Выбор академической школы или традиций московской живописи, которые давало образование в училище. Необходимо отметить, что наиболее сильное влияние на юного Михаила оказал В. Перов. В творчестве знаменитого мастера привлекало все, - и тонкое мастерство кисти, сдержанный колорит, и эмоциональная выразительность образов, а главное, разнообразие ярких, жизненных сюжетов. Возможно, что академическая рутина подавляла его творческий потенциал, и даже, несмотря на то, что там преподавал гениальный П. Чистяков, занятия в московском училище живописи в свете передовых тенденций ему были ближе.

В судьбе М. Нестерова произошла большая трагедия, которая во многом определила судьбу его творчества. В 1885 году он тайно от родителей обвенчался с Марией Ивановной Мартеновской, с которой его связала любовь с первого взгляда. Через год родилась дочь Ольга, а молодая жена умерла. Потрясение, которое пережил Михаил Васильевич, было невероятным. Образ любимой жены постоянно возникал в картинах художника. Незабываемо трогательный чистый и светлый облик девушки, но с поволокой печали, будоражил сознание своей глубиной.

В Москве прошли годы студенчества и юности художника, органично влившегося в художественную среду. Нестеров не только попал в замечательный круг друзей и единомышленников, он почти сразу заявил о себе в обществе ценителей искусства двумя замечательными произведениями «Пустынник» и «Видение отроку Варфоломею» написанные в 1888-1890 годах. 

Он представил их на выставке товарищества передвижников, и обе они были приобретены П. Третьяковым. «Видение отроку Варфоломею» стало событием 18-ой Передвижной выставки, критики в лице В. В. Стасова и в Г. Г. Мясоедова называли картину опасной для общества, и даже отговаривали Третьякова ее покупать. Но Павел Михайлович имел независимое мнение, безукоризненное чутье на шедевры, и отличный вкус. 

В своей картине «Видение отроку», Нестеров очень близко подошел к главной теме своего творчества, которое получит в дальнейшем богатейшее развитие. Он впервые там близко подошел к внутреннему мира человека через веру, заговорил об этом как о сохранении духовности России. Отходя от критического реализма, он предложил свой путь решения главной этой главной темы. В его картине соединились традиции древнерусской живописи и зарождающегося символизма. 

Картина выполнена как декоративное панно, изображение в которой построено на линейном и цветовом ритме. Само обращение Нестерова к Сергию Радонежскому был глубоко символично. Любовь и традиции. почитание этого святого, были близки с самого детства. Тема жития Преподобного Сергия не переставала волновать Нестерова. Вскоре он написал еще одну картину «Юность Сергия Радонежского». Через образ почитаемого святого он говорит о единстве природы, человека и Святой Руси. Картины Нестерова пронизаны возвышенным эмоциональным чувством, связанным с собственной глубокой верой и желанием передать зрителю чувство молитвенного созерцания. Художник создал свой неповторимый авторский пейзаж, который называли «нестеровским». Северный колорит природы соединился с символизмом. Более двадцати лет художник посвятил иконописи и настенным церковным росписям. А началось все с работы на святой земле, в самом сердце Руси.

В 1890–1910 годы Нестеров в Киеве по приглашению В. Васнецова расписывал Владимирский собор. В этой работе Нестеров видел свою необычайную миссию и трудился над росписями с большим воодушевлением. Святые, выполненные Виктором Васнецовым, были больше близки к реалистической традиции изображения, чем нестеровсикие лиричные образы. Нестеров писал в стиле модерна, соединившем символизм с декоративностью цветового и композиционного решения. Самой знаменитой работой М. В. Нестерова стала картина «Святая Русь», которую он писал в течение пяти лет. Картина явилась своеобразным итогом творческих исканий автора. Это был важный, жизненный этап, к которому подошел зрелый мастер, создавший полотно исторического, национального значения. В этой картине художник представил образ христианской Руси, раскрыл смысл Русской идеи. Путь к созданию этого произведения – это своеобразный путь художника к Христу, осмысленный и верный итог его художественной деятельности. В вере Нестеров видел спасение России и чувствуя приближение катастрофы, еще глубже погрузился в свои философские переживания.

Художник не принял революцию, но и не покинул Россию в 1917 году, как многие его коллеги. Терпя невероятную нужду, он жил в Москве, спасаясь только своей истиной верой, не предавая своих идеалов.

С темой святой Руси Нестеров не расставался, он написал еще немало картин, из которых «Три старца» , «На Руси», «Святой Сергий Радонежский», «Великий постриг» занимают большое место в истории русского православного искусства. В начале ХХ века М. Нестеров продолжает писать свои неповторимые пейзажи философского содержания, в котором отражены русские сказания, былины и поверья, знакомые ему с детства -«Молчание», «Соловки», «Пустынник», «Раб Божий Авраамий». Художник часто обращается к созданию женского образа, в котором видит символ мироздания, гармонии и красоты. Большое место в творчестве художника занимает портрет. Михаил Васильевич создал свой своеобразный стиль в русле этого жанра. Он был связан с традициями русской живописи, но к чему бы ни прикасалась его рука, все приобретало особую оригинальность звучания, свой яркий образный колорит, эмоциональную выразительность. Его портреты искусствоведы делят на два типа – аналитический и биографический. Художник, общаясь с человеком, искал характерные черты, размышлял о судьбе и жизни портретируемого. Самой запоминающейся его работой стала картина «Два философа». Это портреты знаменитых деятелей С.Н. Булгакова и П.А. Флоренского.

Среди Портретов современников много выдающих и ярких личностей – академик Павлов, скульпторы Е. Кругликова и И. Шадр, доктор С. Юдин. Нестеров бы мастером портрета, сумел точно и выразительно раскрыть образ.

Значение творчества М. В. Нестерова для русского искусства огромно, его художественное наследие – это единый художественный пласт, настоящее достояние России. Искусство Нестерова неповторимо и оригинально в своем художественном и духовном воплощении, его авторский стиль – это итог его творческих исканий и анализа художественных традиций.