Пелевин Иван Андреевич (1840—1917) –русский художник, автор портретов, жанровых и исторических картин, а также монументальных мозаичных панно. Пелевин известен больше как живописец, а в 1869-1870 годах, в начале своего творческого пути, он работал в Исаакиевском соборе.
Иван Андреевич был романтиком и патриотом своего времени, соединивший в своем творчестве традиции реалистической живописи и тонкий лиризм бытописателя. Картины И. А. Пелевина имеют повествовательный характер, раскрывают перед нами будничные житейские истории, представляя нам яркие типажи эпохи: крестьяне, помещики, торговцы, дети, охотники рыбаки.
Имя Ивана Андреевича Пелевина занимает одно из центральных в плеяде мастеров-жанристов конца XIX века. В своих работах он эмоционально и исторически точно показал русский крестьянский быт, связав это со своим искренним отношением к тому, о чем писал.
И. А. Пелевин родился в 1840 году в Петербурге, а в 1856 году поступил в Императорскую Академию художеств. Свою первую малую серебряную медаль получил в 1861 году, исполнив этюд с натуры. По окончании курса стал классным художником третьей степени (1864).
В его картинах "Швея" и "Чтение газеты", представленных на суд экзаменационной комиссии, уже тогда чувствовалось интерес к реалистической жанровой теме, которая в то время занимала ведущее место в творчестве русских художников. В картине «Вдова», написанной художником в 1866 году сильны трагические ноты, он особенно остро передает отчаяние своей героини. Горе и переживания сломили дух молодой девушки, присевшей к колыбели с ребенком. В безвольно откинутой руке письмо со страшным известием о гибели мужа на поле боя. Его фотография в офицерском мундире стоит на столе. Детали в картине очень многозначительны. Именно они и помогают раскрыть суть сюжета.
Вдова 1866
В 1868 году И. Пелевин продолжил свое обучение в Академии, поступив в мастерскую мозаичистов, через год он получил звания академика жанровой живописи. В 1874 году И. А. Пелевин переселился в Литву. Первое творческое десятилетие было связано с работой над исторической темой. Его особенно волновали такие образы как Иван Грозный и царевна Софья.
К середине 1880-х годов он снова вернулся к рассказам о крестьянском быте. Особенно трогательны у художника написаны, сцены, изображающие детей. Картина «Дети в санях» (1870) по своему настроению и сюжетной тематике напоминает картины В. Г. Перова. Сострадание к сиротству здесь особенно пронзительно и остро передает дух времени. В картине «Первенец» (1888) художник раскрывает тему материнства, изображая молодую мать, укутывающую ребенка в яркое пестрое покрывало. Женщина сидит у печки напротив окна, солнечный свет бликами играет на ее одежде и лице. Работа особенно живописна и выразительна по колориту, композиция уравновешена.
«Кормление ребенка» также представляет нам сцену в сельской избе, точно рисую настроение героев. Самым характерным мотивом в творчестве И. А. Пелевина стало изображение крестьянских детей на фоне колосящегося поля, идущих по лугу или стоящих на лесной тропинке. Образы привлекают зрителя своей непосредственностью и живостью характеров. Цветовая гамма картин строится на тонкой гармонии охристых и серебристо серых тонов.
Картины И. А. Пелевина имеют большую художественную и коллекционную ценность, хранятся в музейных собраниях и частных коллекциях в России и за рубежем.