Энциклопедия
Первомайский фарфоровый завод
советский фарфор

Первомайский фарфоровый завод

 

  

Советский фарфор, во всем своем разнообразии художественных тенденций, занимает одну из ярких страниц в истории прикладного искусства России. Истоки большинства предприятий ХХ века берут начало в конце прошлого столетия и неотделимы от традиций. Что же больше всего привлекает в продукции таких разных по своему уровню производств? Нас притягивает простота и декоративность росписи, по которой можно выявить художественные особенности того или иного фарфорового центра, острота и актуальнось тем, а также юмор и оригинальность трактовки, представленных персонажей. История Первомайского завода началась в 1884 году в далекой провинции Ярославской губернии в поселке Песочное (Рыбинский район). Основатель завода купец П.А. Никитин, хотел наладить в области производство кирпича, однако, год спустя была запущена дополнительная линия и по производству фаянса. В 1885 году окончательно определилось название фабрики: «Фабрика фарфоровой и фаянсовой посуды Павла Андреевича Никитина и К в Рыбинске», а в следующем году предприятие купил торговый дом «Карякин и Рахманов». Фабрика существовала до той поры, пока ее, как и многие другие малые производства России, не скупил М. С. Кузнецов, и она вошла в состав Товарищества.

Если раньше основная линия производства отводилась фаянсу, то теперь фабриканты решили сосредоточиться на фарфоре. Предметы первой необходимости выпускали здесь в широком ассортименте. Сервизы, чайные пары, вазы, фигурки отличались разнообразием ручной росписи, в которой преобладали цветочные и орнаментальные мотивы. Большую часть посуды выполняли в восточной традиции. Большие чайники, блюда пиалы и чаши покрывал выразительный рисунок с яркими сочетаниями красок и восточными орнаментами. Рисунок изделий отличался простотой и выразительностью.

После национализации завода, особенно в 1920-е годы, художественный потенциал завода был направлен на производство изделий с агитационной тематикой, прославляющий молодую страну Советов и идеалы нового времени. Название фабрики менялось и корректировалось, когда, наконец, в 1936 году не приобрело свое наименование как «Государственный Республиканский Автономный Первомайский фарфоровый завод» (ПФЗ).

В 1930-е годы здесь появляется художественный лабораторный цех, который расширяет художественные возможности производства. На заводе стали появляться уникальные авторские предметы. Произведения, выполненные художниками Н.Н. Ораевским, Н.Г. Леонтьевой, М.Ф. Паламарчуком, И.И. Гончаренко, В.С. Губановым, скульпторами В. Шестопаловыми и Ю. Львовым отличаются оригинальностью исполнения и имеют большую художественную и коллекционную ценность.

Редкими фигурками стали жанровые композиции, такие, например, как «Вечерком» представляющей свидание немолодой парочки, «За чтением газеты Правда» (1937), изображающей двух девушек склонившихся над газетой, или «Маленький доброволец», стоящий на посту юный солдат, а также, всевозможные изображения школьниц и играющих детей. В 1950-60-е годы появляются скульптуры, героями которой стали персонажи из классической русской литературы «Филиппок», «Игроки», «Герман и графиня», «Свидание». Некоторые фигуры выполнялись из неглазурованного фарфора и напоминали работы фабрики Ф. Гарднера. Это отчасти визуальное сходство подкупало многих коллекционеров собирать первомайский фарфор этой серии. Очарование и благородство классических образцов всегда играло свою главную роль в производстве фарфора поздних этох.

Большое место в художественной пластике завода занимают сказочные персонажи. Самыми известными стали фигурки из сказки А. С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».

Изображение мачехи с зеркальцем и царевны с яблочком, выполненных по модели скульптора Л.К.Клименкова-Краузе, обличается выразительной пластикой и лаконичностью росписи. Динамичная по пластике композиция «Иванушка и Конек- Горбунок» получили выразительное колористическое решение, на сочетании белого, золотого и красного цветов. В 1870 годы появляется серия фигурок посвященных советскому спорту: фигуристы, вратари, атлеты, конькобежцы. Композиция «Бегущие по волнам» автора Ю. Львова известна в нескольких вариантах. Здесь удалось передать спортивный задор участников соревнований и легкость летящего по волнам катера. Сразу запомнились и полюбились зрителю фигурки «Гол!» и «Третьяк на воротах», выполненные по модели скульптора В. А. Шестопалова.

Фарфоровая пластика была настолько разнообразной по своей тематике, что могла уступать лишь ЛФЗ. Произведения Первомайской фарфоровой фабрики словно откликались на все важные события в жизни страны, отражали будни и праздники советских граждан. Показательным примером могут послужить блюда расписанные художником Ю. Н. Горбуновым. Такие, например, его декоративные блюда как «Механизаторы», «Пастбище», «Зеленые травы», выполненные в 1970-х годах стали коллекционными произведениями искусства.

В период 1960-1980 годов продукция завода лидировала на международных выставках, получала награды и премии. К концу 1990-х годов оборот предприятия составлял около одиннадцати миллионов рублей.

Однако, в 1912 году Первомайский фарфоровый завод обанкротился и закрылся. Произведения завода, ставшие теперь частью истории, займут свое достойное место в музейных собраниях и частных коллекциях.