Энциклопедия
Преподобный Серафим Саровский
иконографический образ

Преподобный Серафим Саровский – знаменитый русский чудотворец, живший во второй половине XIX - начале XX уединенно, посвятив себя служению Господу Богу, почитается русской православной Церковью как великий подвижник, святой мученик, он основал и был покровителем Дивеевского монастыря.

                                                                       ohffvut0nj0l7wd0wj465rglnvy3yarl.jpg

Родился святой с именем Прохор в 1754 году в Курске в купеческой семье. Он рано лишился отца, и воспитывался матерью в христианской вере. С самого детства с мальчиком происходили чудеса, его посещали видения. Самое удивительное из них произошло еще в младенчестве.

Однажды, Прохор упал с колокольни строящегося храма и остался целым и невредимым. Событие это потрясло не только его мать, но и окружающих, знавших эту семью. После этого случая мальчик увлекся чтением святых писаний, жития святых, с удовольствием ходил на службы, молился в уединении. У него была отличная память и острый ум, он быстро все схватывал, овладел грамотой. Случилось, что Прохор тяжело заболел, и казалось уже безнадежно. Ночью в полубреду он увидел вещий сон, в котором ему явилась Богоматерь и обещала его спасти. На следующий день по двору их семейной усадьбы проходил Крестный ход, мать вынесла Прохора и приложила к иконе Знамения Богородицы, после чего болезнь отступила, и мальчик быстро начал поправляется.

Прохор всегда хотел посвятить свою жизнь молитвам Богу и, отказавшись от светского мира, решил идти по монашескому пути. Мать, предвидевшая его стремления и верившая в великую миссию своего сына, со смирением приняла его выбор и благословила на добрый путь.

В Киево-Печерском монастыре Прохор встретил схимонаха старца Досифея, который отправил его на службу в Саровскую пустыню. В монастыре Прохора встретил старец Пахомий и определил ему в духовники старца Иосифа, под руководством которого выполнял разные послушания по хозяйству и неустанно молится.

Семь лет Прохор служил послушником в Саровской обители и принял великий постриг с именем Серафим, а спустя год он стал иеродиаконом. Когда Серафиму было около сорока лет, он стал иеромонахом и служил в храме, а потом когда его настоятель Пахомий умер, он ушел в леса и жил недалеко от обители в уединенной келье.

Там, вдали от мирской суеты, он посвящал время долгим молитвам, зимой и летом ходил в одной той же одежде, постился и читал святые писания. В монастырь приходил по большим церковным праздникам и субботам на литургию. Рядом с кельей он устроил небольшой огород и пасеку. Питался тем, что собирал в лесу, пил воду из источника. Все трудности и неудобства он принимал со смирением. Он терпел даже назойливых комаров, словно испытывая свой дух. К нему слетались птицы, приходили дикие звери, Серафим не боялся их и подкармливал, чувствуя себя в полной гармонии с окружающим миром. Сюжет, когда медведь ест из его рук, часто использовался в житийных иконах Серафима Саровского.

Другие его  подвиги также были отражены в иконописи. Например, сцена его моления на камне, на котором он провел тысячи дней и ночей. Прознав о чудотворных видениях и целительной силе слова, к Серафиму стали приходить верующие за спасительной молитвой и добрым советом. Преподобный принимал всех с благоговейным участием и заботой, встречая всех словами из святого писания. Тогда же и прошел недобрый слух, что прихожане оставляют Серафиму дары, хотя он никогда ничего не брал и помогал всем бескорыстно. Однажды, в поисках наживы на Серафима напали разбойники, избили его и проломили голову. Этот сюжет также красноречив в житийных иконах, посвященных Преподобному, чья жизнь представлялась великим подвигом во имя истиной веры в Христа. Бросив бездыханное тело, разбойники забрались в келью святого, и ничего не найдя, убежали. Оправившись от побоев, Серафим не стал преследовать преступников, а простил их. После все этих испытаний и погромов святой ужесточил свой пост безмолвием.

В 1810 году он вернулся в монастырь, и стал затворником на пятнадцать лет. Он проводил время в бесконечных молитвах, ни с кем не общался, никого не замечал. Только спустя 15 лет, он стал принимать у себя мирян, монахов, паломников.

Обладая чудотворным даром исцеления и прозорливости, он помогал верующим, наставлял сомневающихся на добрый путь. Среди посетителей были не только бедные и болящие прихожане, но и представители знатных дворянских семей. Известно, что Серафима Саровского навещал даже Александр I. Умудренный опытом старец долго беседовал с царем, помогая ему разрешить многие сложные жизненно важные вопросы и волнения души. Последние годы жизни Преподобный Серафим снова стремился к уединению, почувствовав слабость и физическую немощь. Скончался Серафим во время молитвы у себя в келье в 1833 году. Канонизирован святейшим синодом он был в 1903 году по указанию Николая II.

Житие святого написали вскоре после его смерти, сохранился и прижизненный портрет святого, принадлежащий кисти художника Серебрякова, написанный в 1828 году. Поясное изображение представляет нам Серафима в темной монашеской схиме и в черном клобуке на голове с посохом в руках. В его сосредоточенном лике отражены смирение и мудрость.

Позже с этого портрета делались списки икон. Так образ знаменитого старца был сохранен в веках. В православных иконах Серафима Саровского изображали в образе седого длиннобородого старца в рост фронтально в длинных монашеских одеждах, молящегося или благословляющего с нимбом над головой. Иногда фигура изображалась в трехчетвертном повороте в легком поклоне. Вокруг изображения святого располагались клейма, в которых рассказано о важных событиях его жизни. Художники со всей точностью деталей воспроизводили эти сцены, приближаясь, порой, к искусству художественной миниатюры. Нарочито подробно они передавали эмоции героев и сопровождающие их атрибуты. Серафим изображался на свободном нейтральном поле, но встречаются иконы, в которых он представлен на фоне монастыря или в монашеской келье, где он молился перед иконами.

Сегодня невозможно представить себе ни один православный храм без образа Серафима Саровского. Он один из любимых и самых почитаемых святых православной церковью.