Энциклопедия
Самовар фабрики Салищева П.В
русские традиции

Самовар стал главной русской традицией, колоритным атрибутом быта.

Первые самовары появились в середине XVIII века, и по форме своей напоминали чайники для кипячения воды. В них не только грели воду, но и варили пищу. Со временем самовар приобретал свои характерные черты, став незаменимым предметом дворянского и купеческого дома. Самовары занимали центральное место на ярмарках, простой люд пил чай из больших трактирных самоваров. Со второй половины XIX века распространение традиции чаепития шло в ногу с развитием промышленности, с эпохой расцвета купечества и фабричного производства.

Наряду с повсеместно открывающимися фарфоровыми заводами, стали появляется и самоварные производства, крупнейшем центром которого в России стала Тула. Фабрика Петра Васильевича Салищева – потомственного фабриканта, открылась в 1907 году, а в 1915 году прекратила свое существование. П. В. Салищев принадлежал к знаменитой династии фабрикантов, основоположником самоварного производства которой стал - Салищев Василий Матвеевич. В 1859 году он основал первую фабрику в Туле, которая просуществовав десять лет, закрылась, дав старт одному их самых крупных производств самоваров в России.

Дело продолжил Салищев Алексей Павлович, став в 1898 году купцом второй гильдии. На самой главной улице Никольской, где жили туляки, он держал лавку, предлагая самовары и всевозможные инструменты из металла. А. П. Салищев был почетным и уважаемым гражданином Тулы.

Династия Салищевых насчитывает около 15 имен фабрикантов, занимающихся этим выгодным ремеслом. Одним из видных фабрикантов начала ХХ века и стал Петр Васильевич Салищев, в развитии проиводства которого было много разнообразной продукции.

В производстве самоваров можно увидеть ряд характерных особенностей, связанных с созданием форм и декора предмета. Основная часть предметов отличалась простой конструкции, представляя из себя емкость – тулово, в центре которой проходит труба, снабженная поддувалом в нижней части. В эту цилиндрическую трубу закладывались раскалённые подготовленные угли, сверху для тяги ставилась труба, и в нужный момент для поддержания жара подкладывались щепки или мелко порубленные бруски. После того, как чайник закипал, трубу снимали, сверху помещали конфорку, ставили на нее чайник или накрывали зияющее отверстие крышкой. Самовары П. В. Салищева были в основном цилиндрической классической формы, предназначавшиеся для широкого круга потребителей. Среди редких экземпляров – самовары шарообразной, грушевидной и вазообразной формы.

Самое главное достоинство и признак качества самовара - это так называемые медали, украшающие его тулово. Медали получали самовары-победители пропылённых выставок. Медали давали за оригинальность формы и изысканность декора, за мастерство литья и чеканки. Чем больше медалей, тем выше призовой фонд самовара. Медали ставились на тулове вокруг клейма производителя специальным штемпелем.

[advt]

 Большое внимание мастера уделяли фурнитуре таких предметов, отличавшейся разнообразием, что тоже во многом работало на оригинальность каждого произведения. Самовары изготавливали из меди, но по желанию заказчика их покрывали серебром или золотили целиком, а в некоторых случаях сочетали в одном произведении серебро и позолоту. Медные самовары чистили до блеска. Создавалось такое впечатление, что они горят на солнце как золотые. Самовары, имея самые высокие художественные достоинства, всегда были коллекционным предметом. Крупнейшие коллекции самоваров хранятся как в частных, так и в музейных собраниях. Мир самоваров раскрывает нам атмосферу традиционного русского быта с гостеприимством, хлебосольными застольями и веселыми ярмарками. Без такого колоритного предмета как самовар трудно бы было приставить себе русскую культуру.