Энциклопедия
Щедрин Сильвестр Феодосиевич
знаменитый русский пейзажист

Щедрин Сильвестр Феодосиевич (1791-1830) - знаменитый русский пейзажист, каждая картина которого – бесспорный шедевр.

Родился в Петербурге в 1791 году в семье известного скульптора Феодосия Федоровича Щедрина, был племянником живописца Семена Федоровича Щедрина. Творческая атмосфера окружала Сильвестра с детства, он рано начал рисовать и своими успехами радовал близких. Двери Эрмитажа для С. Щедрина - сына знаменитого мастера были открыты, и юноша с удовольствием гулял по залам, изучая искусство старых мастеров. Сильвестр Щедрин получил блестящее академическое образование, учился у талантливых педагогов М. М. Иванова, Ф.Я. Алексеева. В 1811 году он участвовал в конкурсе на большую золотую медаль, и победил. Его картина «Вид с Петровского острова в Петербурге» была признана лучшей. Заслуженная поездка Щедрина в Европу как пенсионера академии была отложена из-за начавшейся Отечественной войны.

Щедрин Сильвестр Феодосиевич, художник

Только в 1818 году Щедрин прибыл в Италию и сразу нашел там друзей в кругу Зинаиды Волконской, которая устраивала в Риме музыкальные вечера. С. Щедрин изучал памятники Древнего Рима, ходил по музеям и писал пейзажи с натуры. Ему было сложно оторваться от академической традиции, поэтому в ранних работах художника есть некоторая консервативность и условность композиции- «Вид Колизея» (1819). Со временем изобразительная манера Щедрина меняется. Его пейзажи становятся более живописными, палитра насыщеннее, а сюжеты разнообразнее. Большой успех имела картина «Новый Рим. Замок святого Ангела» (1824 - 1825). Уже изначально картина была исполнена в двух вариантах, а позже из-за своей популярности была повторена еще несколько раз. Мастерство кисти и совершенство композиции с ясной перспективой – вот, что больше всего привлекало зрителя. После окончания срока пенсионерской командировки, Щедрин не покинул Италию, а переселился в Неаполь, где написал свои самые лучшие произведения. Оживленная атмосфера Неаполя была близка художнику. Мастерство его кисти растет с каждым годом. Он писал город в солнечные дни и при лунном свете, передавал яркий колорит южной природы и великолепие морских далей.

Произведения Щедрина отличаются сложностью композиции, продуманной до мелочей и насыщенной множеством подробностей. Картина «Набережная в Неаполе» (1825) открывает перед нами вид на побережье. День клонится к закату, уже вернулись из моря рыбаки, но оживленная торговля и возможность насладиться прогулкой по берегу влечет горожан на набережную. Кисть художника свободно скользит по холсту, избегая прописывания мелких деталей. И это важнейшее для искусства завоевание пленэра- возможность учиться живописи у самой натуры.

Разнообразие итальянских пейзажей радует глаз яркостью красок и свежестью палитры: «Грот Матроманио на острове Капри», «Вид на Неаполь с дороги в Позилиппо», «Малая гавань в Сорренто близ Неаполя». Идеалы гармонии человека и природы воплощены с большим артистизмом. Художник был очень востребован в свое время и получал множество заказов.

Любуясь работами Щедрина, мы можем представить, как выглядела Италия в первой половине XIX века. Он писал виды Италии, завораживающие зрителей.

Самый знаменитый мотив в творчестве Щедрина – это освященная солнцем терраса, увитая виноградом или плющем. Именно в этих работах проявилась его авторская индивидуальность и совершенство освоенных живописных приемов. Печально то, что художник ушел из жизни в расцвете своих творческих сил, на пике популярности. Он был похоронен в Сорренто под небом Италии. Творчество С. Щедрина занимает одну из ярких страниц в истории отечественного искусства. Работы имеют большую коллекционную ценность, находятся в музеях и частных собраниях в России и за рубежом.