Туржанский Леонид Викторович (1875-1945) – русский живописец, яркий самобытный пейзажист.
Л. Туржанского по праву называют русским импрессионистом. Он создал произведения с богатой живописной фактурой, передающей яркость красок и многообразие окружающего мира. Л. В. Туржанский писал портреты современников, среди которых особенно памятны портреты М. Петровой, И. А. Бунина, (1905), создавал жанровые картины («Провинция» 1910), пробовал свои силы в иконописи, но больше всего его талант проявился в пейзаже.
Л. В. Туржанский родился в 1875 году в Екатеринбурге, в интеллигентной семье врачей. Воспитанию детей родители придавали большое значение, бережно относились к рано открывшимся художественным способностям сына.
Л. Туржанский получил блестящее художественное образование. Шаг за шагом постигая законы живописного мастерства, он изучал творчество старых мастеров и живо откликался на новейшие современные тенденции времени. Леонид поступил в Центральное училище технического рисования (Санкт-Петербург), затем в школу им. Строганова , а в 1898 году стал студентом МУЖВ.
Большой удачей для юного таланта стали учителя, знаменитые мастера русской живописи – К. Коровин, В. Серов, В. Бакшеев. Обладая богатым художественным чутьем, способностью оставаться верным традициям, а так же живой восприимчивостью к новаторской методике педагогов, Туржанский сложился как самобытный мастер. Он никому не подражал, всегда искал свой путь в выражении мыслей и цветовой гармонии. Его яркая живописная манера проявилась уже в ранних работах, когда он впервые выставил свою «серию северных пейзажей» на передвижной выставке.
В историю русского искусства Л. Туржанский вошел как автор живописных пейзажей богатейшей природы Урала, родной земли вдохновлявшей художника на творческие поиски. Будучи уже известным московским художником, Туржанский часто приезжал домой в Екатеринбург, писал пейзажи с натуры, воспевая красоту неброской северной природы, внося лирическое настроение в будничный мотив. Сюжеты его картин выразительны и не многословны. Отсутствие внешних эффектов и надуманных композиционных решений, давали его произведениям больше внутреннего содержания и сосредоточенности. Туржанский писал солнечную уральскую весну, закованную в снега, позднюю осень в сочном колорите охристых, золотисто желтых тонов, и любимую сумрачную зиму, утопающую в сугробах, оживленную фигурками лошадей и собак. Пейзажи Туржанский всегда писал с натуры, создавая по несколько этюдов в день. Его торопливый почерк, стремился за ярким впечатлением – поймать ускользающую красоту. Этим объясняется эскизный характер его работ, отличающихся свежестью восприятия и жизненным трепетом. Каждый период творчества Туржанского интересен нам по-своему. В одном из ранних произведений «Последний снег» (1898), написанном в левитановской манере, он выступает как традиционный живописец, представитель классической русской школы. В картинах начала ХХ века характер меняется в сторону большей живописности, здесь раскованная кисть стремиться к свободе движения: «Зима» 1910-е, «Весна идет», «Апрельское солнце. Весна на Урале».
Изучая творчество Туржанского, понимаешь, что главное достоинство его произведений - это яркий насыщенный колорит. Художник обладал тонким чувством цвета, которое придает его работам декоративное начало и необычайную самобытность. Особенно ярко это проявилось в изображении интерьеров: «Красный ковер», «Елка». Поражает легкость движения кисти и точность ударов, расставляющих нужные акценты на поверхности холста. Здесь нет сюжета, нет повествования, в картинах лишь созерцания старинных предметов быта, восхищающих художника вычурностью форм.
Наряду с пейзажами и портретами друзей, Туржанский тяготеет созданию картины большого стиля, в которой бы отражалась связь времен и поколений. К таким произведениям относится картины «К венцу» 1910-е, «Северный праздник», 1914 и даже небольшой этюд «На дровнях».
Творчество Туржанского занимает одну из ярких страниц в истории русского искусства, его произведения хранятся в многочисленных музейных и частных собраниях.