Удальцова Надежда Андреевна (1886-1961) – талантливый художник, одна их ярких фигур русского авангарда, соединившая в своем творчестве традиции русской школы живописи и новаторство в развитии художественных направлений кубизма, футуризма и супрематизма. Удальцова – обладательница яркой, оригинальной манеры живописи, автор выразительных по композиции и выразительных по цвету работ.
Надежда Удальцова родилась в 1886 году в Орле в семье военного, в 1892 году семья переехала в Москву. Надя росла в творческой атмосфере, занималась музыкой, рисованием, участвовала в домашних спектаклях. Вместе со своей младшей сестрой Людмилой занималась в художественной школе К.Ф. Юона.
Большое впечатление на Н. Удальцову произвела коллекция современного французского искусства С. И. Щукина. Ее поразили краски, экспрессия цвета, раскованность и свободная манера живописи. Знакомство с творчеством П. Гогена, К. Моне, П. Сезанна, Э. Дега, Ван Гога, П. Пикассо Дерена, А. Марке, А. Руссо, О. Ренуара, А. Матисса, М. Вламинка, Д. Уистлера было незабываемым и во многом повлияло на формирование изобразительного языка художницы.
Попытка поступления в Московское училище живописи ваяния и зодчества не увенчалась успехом, но Надежда не отчаивалась и поступила в студию к К. Кишу — ученику известного венгерского художника педагога – Ш. Холлоши. В основу преподавания было положено освоение конструктивного рисунка. Н. Удальцова получила блестящие навыки, однако к графике она была почти равнодушна. В своем творчестве она стремилась к цвету. Надежда хотела заниматься живописью. Она мечтала учиться за границей и поступить в мюнхенскую Академию Холлоши, но после посещения выставки «Бубновый валет» (1911) поехала учиться в Париж и поступила в студию кубиста Ле Фоконье. Надежда погрузилась в искусство кубизма, ходила по выставкам современных художников. Наследие старых мастеров также не осталось без внимания художницы, она гуляла по Лувру, стараясь постигнуть секреты мастерства великих гениев: Тициана, Рембрандта, Веласкеса и Пуссена. Когда Удальцова вернулась в Москву, она стала заниматься в студии В.Е. Татлина, где вместе с художницей Л.С. Поповой открыла «Кубистический кружок», в 1914 стала членом «Бубнового валета». В этот период Удальцова много работает над композицией, насыщая произведения цветом, она еще находиться под впечатлением натуры и экспериментирует с формой. Особенно известны из них работы «Композиция с тремя фигурами» 1910, «Автопортрет с палитрой» 1915, «Композиция» 1913, «Швея», 1914, «Гитара. фуга» 1914, «Автопортрет» 1915.
Удальцова начинает участвовать в выставках, на одной из них, где выставлялись футуристы, она знакомится с К. Малевичем. Удальцова увлеклась супрематизмом и вошла в круг художников «Супремус», начала писать работы в стиле супрематизма, назвав их «Живописными построениями». Работам было присуще декоративное начало и абстрактный характер трактовки образов. Смелость экспериментов была особенно ощутима.