Энциклопедия
Удальцова Надежда Андреевна
выдающаяся художница русского авангарда

Удальцова Надежда Андреевна (1886-1961) – талантливый художник, одна их ярких фигур русского авангарда, соединившая в своем творчестве традиции русской школы живописи и новаторство в развитии художественных направлений кубизма, футуризма и супрематизма. Удальцова – обладательница яркой, оригинальной манеры живописи, автор выразительных по композиции и выразительных по цвету работ.

Удальцова Надежда Андреевна, художник

Надежда Удальцова родилась в 1886 году в Орле в семье военного, в 1892 году семья переехала в Москву. Надя росла в творческой атмосфере, занималась музыкой, рисованием, участвовала в домашних спектаклях. Вместе со своей младшей сестрой Людмилой занималась в художественной школе К.Ф. Юона.

Большое впечатление на Н. Удальцову произвела коллекция современного французского искусства С. И. Щукина. Ее поразили краски, экспрессия цвета, раскованность и свободная манера живописи. Знакомство с творчеством П. Гогена, К. Моне, П. Сезанна, Э. Дега, Ван Гога, П. Пикассо Дерена, А. Марке, А. Руссо, О. Ренуара, А. Матисса, М. Вламинка, Д. Уистлера было незабываемым и во многом повлияло на формирование изобразительного языка художницы.

Попытка поступления в Московское училище живописи ваяния и зодчества не увенчалась успехом, но Надежда не отчаивалась и поступила в студию к К. Кишу — ученику известного венгерского художника педагога – Ш. Холлоши. В основу преподавания было положено освоение конструктивного рисунка. Н. Удальцова получила блестящие навыки, однако к графике она была почти равнодушна. В своем творчестве она стремилась к цвету. Надежда хотела заниматься живописью. Она мечтала учиться за границей и поступить в мюнхенскую Академию Холлоши, но после посещения выставки «Бубновый валет» (1911) поехала учиться в Париж и поступила в студию кубиста Ле Фоконье. Надежда погрузилась в искусство кубизма, ходила по выставкам современных художников. Наследие старых мастеров также не осталось без внимания художницы, она гуляла по Лувру, стараясь постигнуть секреты мастерства великих гениев: Тициана, Рембрандта, Веласкеса и Пуссена. Когда Удальцова вернулась в Москву, она стала заниматься в студии В.Е. Татлина, где вместе с художницей Л.С. Поповой открыла «Кубистический кружок», в 1914 стала членом «Бубнового валета». В этот период Удальцова много работает над композицией, насыщая произведения цветом, она еще находиться под впечатлением натуры и экспериментирует с формой. Особенно известны из них работы «Композиция с тремя фигурами» 1910, «Автопортрет с палитрой» 1915, «Композиция» 1913, «Швея», 1914, «Гитара. фуга» 1914, «Автопортрет» 1915.

Удальцова начинает участвовать в выставках, на одной из них, где выставлялись футуристы, она знакомится с К. Малевичем. Удальцова увлеклась супрематизмом и вошла в круг художников «Супремус», начала писать работы в стиле супрематизма, назвав их «Живописными построениями». Работам было присуще декоративное начало и абстрактный характер трактовки образов. Смелость экспериментов была особенно ощутима.

Революцию Удальцова приняла с воодушевлением, воспринимая ее как утверждение творческой свободы, отказа от коммерческого отношения искусства, считая его достоянием музеев. Н. Удальцова была очень деятельна, принимала участие в моложеных выставках, работала во Всероссийской коллегии по делам изобразительных искусств, в Пролеткульте, оформляла улицы Москвы к городским торжественным мероприятиям. Но на самом деле, последствия революции стали трагичны для ее семьи, в 1918 был расстрелян отец, бывший генерал жандармов. В 1919 году Удальцова вышла замуж за художника А.Д. Древина.

В 1920 году ее пригласили преподавать в Государственных свободных художественных мастерских, а потом во Вхутемас и в Инхук. Ее тема курса «Объект в пространстве» звучала новаторски. Послереволюционный период Удальцовой интересен возвращением к предметной живописи, к реальности цвета и формы. Это особенно ярко проявилось в ее натюрмортах и автопортрете 1923 года. С середины 1920-х годов художница пишет пейзажи, постигая и анализируя натуру. В 1926-1928 годах она вместе с мужем едет на Урал. Уральский период творчества отличается суровостью колорита русского севера. Удальцова делает большое количество этюдов и зарисовок, привозит из поездки много графических работ.

В 1933 художники опять вместе поехали в Армению в творческое путешествие. Удальцова погружена в размышления о единстве человека и природы, ее работы полны гармонии и умиротворения: «Сбор плодов», «У колодца». «Пейзаж. Армения». В 1938 году случилась еще одна трагедия семьи. Александр Древин, муж Удальцовой, был арестован и расстрелян как враг народа. Его работы она спасла от конфискации, выдав при обыске за свои. В военные годы Удальцова работала в Москве вместе другими художниками и получила медаль «За доблестный труд в Великую Отечественную войну».

В конце 1940-х она ощутила холод неприятия ее искусства, ее живопись обвиняли в формализме. Удальцова продолжала писать натюрморты и пейзажи, наполненные философским смыслом. Творчество Надежды Удальцовой отличается оригинальностью стиля, гармонией и цельностью композиций, яркостью цветового звучания и смелостью экспериментов. Ее произведения представлены в крупнейших музеях России и частных собраниях по всему миру. Работы Удальцовой имеют огромное художественное и коллекционное значение. Каждый период ее творчества интересен своей цельностью и внутренней эстетикой, великолепным чувством цвета и композиции.