Энциклопедия
Венецианов Алексей Гаврилович
знаменитый русский живописец

Венецианов Алексей Гаврилович (1780 - 1847) - знаменитый русский живописец, академик, основатель художественной школы, ставшей целым направлением в истории отечественного искусства. "Школа Венецианова" воспитала целую плеяду талантливых учеников, среди которых Н. С. Крылов, А. В. Тыранов, Г. В. Сорока, К. А. Зеленцов и многие другие. Стиль живописи, лирический мотив произведений, общий круг тем, посвященных крестьянскому труду и быту, - вот характерные черты венециановской школы.

Венецианов Алексей Гаврилович, художник 

А. Г. Венецианов родился в Москве в 1780 году в купеческой семье. Рисовать начал с детства. Особенно хорошо получались пейзажи и портреты друзей. Венецианов умел точно схватывать и передать характер модели даже в самом маленьком эскизе. Еще он часто копировал изображения с тех картин, которыми торговал отец. Произведения не отличались высоким уровнем, но руку на точность рисунка Венецианов набил. Образование Алексей Гаврилович получил в московском пансионе, да и там не оставлял своего увлечения, и на старшем курсе рисовал акварелью и масляными красками. Систематического художественного образования А. Венецианов не получил, но его природный дар и желание стать художником послужили залогом плодотворного творческого развития. И то, что судьба свела А. Венецианова с В. Боровиковским, было не случайным. К этому времени обосновавшийся в Петербурге Веницианов служил в почтовой канцелярии, и чиновничья служба тяготила его. Встреча с Боровиковским и учеба у знаменитого мастера вдохновила Венецианова к новой творческой жизни. Он жил у своего учителя и находился в центре художественных событий, круг его знакомых, друзей значительно расширился. Венецианов был необычайно деятельным и предприимчивым человеком.

В 1807 году он создал «Журнал карикатур». Первые два выпуска порадовали подписчиков своей оригинальностью и остротой, а третий номер журнала оказался в руках Императора Александра I, который вскоре совсем закрыл эту тему, и посоветовал художнику проявить свое мастерство в другом, более полезном деле. А. Г. Венецианов в 1811 году написал свой знаменитый автопортрет с кистью и палитрой в руках и представил его на суд Академии художеств. После того как портрет получил одобрение, Венецианов получил звание назначенного в академики, что давало ему право идти дальше. На следующий год художник уже участвовал в конкурсе с портретом инспектора Воспитательного училища Академии К. И. Головачевского в окружении своих учеников. Портрет получился очень выразительным, символизировал союз трех искусств под сенью Академии. А. Г. Венецианов стал академиком, что давало ему право преподавать, и заниматься не только творческой, но и общественной деятельностью.

Расцвет творчества Венецианова попадает на 1820-1830-е годы, когда он живет вдали от Петербурга в своем поместье в Сафонково. Классическим произведением бытового крестьянского жанра стала «Гумно». Венецианов впервые так близко подошел к раскрытию темы сельского труда, показав святую святых крестьянского хозяйства - место для хранения и обработки зерна. Художнику блестяще удалось представить интерьер гумна по всем правилам линейной перспективы, передать атмосферу гармонии и внести в произведение лирический мотив.

Удивительно гармоничный образ создал Венецианов в картине «Спящий пастушок». Привлекает внимание тонкий колорит произведения и трогательность сюжета, мастерское исполнение пейзажа и убедительность в изображении персонажа. Как гимн весне и плодородию звучит основной мотив в картине «На пашне. Весна». Девушка в нарядном сарафане и кокошнике не идет, а парит босиком по вспаханному полю, ведя под уздцы лошадей. Ее ребенок сидит тут же в борозде, на холодной земле, и играет полевыми цветами. Художник намеренно идеализирует образы, создавая гармонию, и подчеркивает красоту героини, прославляя тяжелый крестьянский труд.


Близкой по теме стала картина «Лето. Жатва», которая, как и предыдущая картина вошли в золотой фонд русского искусства. Совсем другое настроение передает картина «Захарка». Портрет мальчика с топором на плече эмоционально выразителен и насыщен по цвету. Художественное решение произведения и композиционное построение приковывают зрителя к этому юному герою. Как близко подошел здесь Венецианов к реалистической трактовке образа. В истории русского искусства этот портрет встает следующим за «портретом Арсения» Тропинина, пополняя галерею замечательных детских образов.

Кисти Венецианова принадлежит большая галерея крестьянских образов. Во всем разнообразии персонажей нет ни одного случайного портрета. Каждое произведение отличается цельностью художественного решения и мастерством исполнения. А. Г. Венецианов вошел в историю русского искусства как создатель свой собственной школы, в которой он собирал талантливых крестьянских детей, обучал их грамоте, рисованию и художественному ремеслу. За двадцать лет существования школа выпустила около семидесяти учеников. Но с каждым годом содержать школу было все сложнее. Трудности с финансированием своего главного детища заставили Венецианова заложить свое поместье и заниматься заказными портретами и иконами. Жизнь Венецианова оборвалась трагично из-за несчастного случая.

Творчество А. Г. Венецианова занимает одну из ярких страниц в истории русского изобразительного искусства, его произведения хранятся в крупнейших музейных собраниях и частных коллекциях в России и Европе.