Энциклопедия
Виноградов Сергей Арсеньевич
знаменитый русский живописец

Виноградов Сергей Арсеньевич (1869-1938) – знаменитый русский живописец, автор лирических пейзажей и жанровых картин на темы деревенского и дворянского быта. В его картинах с выразительным и красноречивым подтекстом отразилась жизнь России конца XIX – начала XX, с её вековым укладом, праздниками и трудовыми крестьянскими буднями.

                                                                                                                     Sergey_Arsenievitch_Vinogradov.jpg

С. Виноградов стоял у истоков создания «Союза русских художников», был постоянным участником выставок «Товарищества передвижников», объединения «Мир искусства, «36 художников», «Союза русских художников». Художник нередко представлял свои работы за рубежом в 1906 году в Париже, а в 1907 году в Берлине. С. Виноградов был талантливым педагогом и воспитал плеяду талантливых живописцев.

Сергей Виноградов – один из выдающийся мастеров изобразительного искусства рубежа веков, который сохранил в своём творчестве лучшие традиции русской школы живописи, обогатив её новыми образами. Он создал свой неповторимый оригинальный стиль, усиленный мастерством и артистизмом исполнения, наполнил живопись светом и богатством цветовых созвучий. С. Виноградов стал мастером в передаче световоздушной среды, развивая в своих работах колористические приёмы импрессионизма.

Художник родился в Костромской губернии в селе Большие Соли в семье священника. Учился в церковно-приходской школе и Костромской гимназии, с детства проявлял способности к рисованию, решил связать свою жизнь с живописью. С. Виногорадов получил блестящее художественное образование, в 1889 году окончил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, дважды был награждён малыми серебряными медалями, а в 1888 г. – большой серебряной медалью, получил звание классного художника. С 1912 года стал академиком живописи, с 1916 – действительный член Академии художеств. Он был учеником В. Д. Поленова, творчество которого во многом повлияло на формирование его художественной манеры. Виноградов не был прямым подражателем своего гениального учителя, он пошёл дальше в своих колористических исканиях в восприятии цвета, постижения роли света в живописи и передачи воздушной среды. Его искусство было связано больше с традициями московской школой живописи, выражавшейся в сочном и ярком колорите. Поступив в 1889 году в Академию художеств, он тяжело заболел, не мог остаться в Петербурге и возвратился в Москву.

В начале 1890-х годов работал на Украине в Харькове учителем живописи и рисунка в местном училище, а вернувшись в 1897 году, начал работать преподавателем в Строгановском училище. С. Виноградов много путешествовал по России, создавая живописные картины, многочисленные этюды и зарисовки. Художник постигал основы бытия, прикасался к историческим истокам. Он был замечательным бытописателем, создавшим галерею колоритных народных образов, раскрыв обаяние и самобытность своих любимых персонажей: «Бабы. Подруги» 1893, «Бабы Тульские» 1889, «Бабы» 1894, «Без работы. В ожидании парома» 1888, «В избе» 1890, «На реке» 1899, «Нищие» 1899 , «Дети» 1895, «Крестьянка с граблями. Поденщица. Этюд» 1891.

После творческих поисков в области жанровой картины, С. Виноградов увлекается пейзажем. Работы 1900-1910-х годов, написанные в духе импрессионизма, отличаются национальным самобытным характером. Красота старорусских городов, деревенских пейзажей, лесных угодий и дворянских усадеб – всё это вдохновляло художника к творчеству, служило постоянным источником вдохновения. Удивительно тонко он передавал состояния природы: раннюю весну с тающим, искрящимся на солнце снегом или осенние предзакатное небо со свинцовыми тучами. В каждом его лирическом пейзаже мы видим не только блестящее мастерство кисти, но и размышления о судьбе России. Большинство его пейзажей, пронизанных светом и воздухом, создают радостное настроение и эмоциональный подъём. Большой интерес представляют его работы, связанные с интерьером, в котором отражается его жизнь и быт его друзей. Он любил писать свою мастерскую, дачу-усадьбу друга К. Коровина в Охотино: «В доме » 1910, «В доме» 1914, «В Охотино». 1915-1917-ые годы связаны с Крымским периодом С.А. Виноградова. Он жил и работал в Гурзуфе, где его принимал друг К. Коровин на своей знаменитой даче. В картинах этого времени Виноградов совершенствует свое мастерство живописца, обогащая свою палитру яркими красками, наполненными эффектными солнечного освещения и выразительными переливами цвета. Художник достигает здесь удивительной чистоты цвета, свежести и прозрачности нюансов: «Крым, цветущий май», «Крымская улочка», «Алупка. Крым, 1917», «Южная ночь», «У окна», «Дама на балконе», «Крым, пейзаж».

С 1925 года С. Виноградов жил и работал в Риге. Он основал там собственную художественную школу, преподавал живопись, основы рисунка. Большое внимание уделял пленэрной живописи, учил своих воспитанников чувствовать натуру. В произведениях позднего периода Виноградов выступает как зрелый мастер и великолепный пейзажист. Жанровые картины он пишет с тем же вдохновением что и пейзажи: «Латгальский пейзаж», «Шоссе» 1925, «Мальчик на лошади» 1928, «Ледоход на Двине» 1927, «Купчиха за самоваром» 1936, «Летний пейзаж. Зофино» 1936.

Интересный цикл работ связан у художника с Псково-Печерским монастырем, в который он приезжал в 1928 году. В этих произведениях художник красочно и динамично выразил своё отношение к Православной Руси: «Звонница монастыря», «Псково-Печерский монастырь», «Купола кафедрального собора», «Успенский собор» и другие.

Творчество Сергея Виноградова представляет одну из ярких страниц в истории русского искусства, его работы представляют огромный коллекционный интерес, находятся в крупнейших музеях и частных собраниях России и за рубежом.