Энциклопедия
Жуковский Станислав Юлианович
(1873-1944) – русский живописец

Жуковский Станислав Юлианович (1873-1944) – русский живописец, мастер пейзажа.

Искусство С. Ю. Жуковского гармонично сочетало в себе все лучшие достижения XIX и начало ХХ веков, став ярким и самобытным явлением до революционной России.

Жуковский Станислав Юлианович

С. Жуковский вырос в дворянской семье в Гродненской губернии. Его отец, известный в тех краях аристократ, переживая последствия восстания 1863 года (Польша), был отстранен от дворянского титула, потеряв все свои родовые имения. Трудности, выпавшие на долю семейства, некоторым образом сказались на формировании личности Станислава. Молодой человек стал замкнутым и более самостоятельным, когда в 1892 году, против воли отца, поехал в Москву поступать в МУЖВЗ. С. Ю. Жуковский был воспитанником С. Коровина, Л. Пастернака, А. Архипова, В Поленова, а когда в 1898 году в училище пришел преподавать И. Левитан, учился мастерству у него. Общение с Левитаном имело большое значение для молодого художника, обогатило его творчество новыми живописными приемами. Именно эти сочетания двух традиционных школ, обогатили его творческое восприятия, открыли дорогу новым возможностям, подчинившихся пытливому уму гения. Успех к Жуковскому пришел довольно рано, его картины, появлявшиеся на выставках, привлекали внимание публики свежестью палитры и мастерством исполнения. Его картины стали регулярно появляться на выставках Товарищества Передвижников, одной из которых П. Третьяков приобрел у автора для своей коллекции пейзаж «Весенний вечер» (1896). В 1897 году Жуковский получил от училища две малые серебряные медали, окончил МУЖВЗ в 1901 со званием классного художника, был награжден большой серебряной медалью.

Талант Жуковского был органичен и ярок, оригинален и созвучен времени. Ранний период творчества связан с пейзажем, в котором он развивал традиции русской живописи, сохраняя лирическое настроение замысла. Такое восторженное отношение к природе даже в момент осеннего увядания или зимнего оцепенения, было продолжением левитановской линии: "Ясная осень. Бабье лето" (1899). Замечательный осенний пейзаж с аллеей передает состояние ликующей радости, так свойственной русской душе. Отдав дань традиции, Жуковский живо интересовался и современными достижениями живописи. Осознавая себя художником нового века, он шел по пути творческих исканий. Искусство Жуковского приобретало свой неповторимый стиль, а его личность набирала популярность. Художник окружил себя единомышленниками и стал активным членом только что образовавшегося «Союза Русских художников».

Одним из главных жанров живописи «Союза» был реалистический пейзаж, ставший ярким явлением русского искусства начала ХХ века. С 1900 годов наступает новый период в творчестве Жуковского. Его художественная манера меняется, живописная фактура становиться более многослойной, пастозной, мазки приобретают свободу и легкость. Зритель любуется мастерством и виртуозностью кисти. Станислав Юлианович любил русскую зиму и писал заснеженный лес, утопающие в снегу беседки и усадебные дома. От картин Жуковского веет свежестью и легким морозцем, жаждой жизни и юношеским задором. С. Ю. Жуковский был мастером усадебных пейзажей и интерьеров, тех самых дворянских гнезд, уют и гармонию которым дают его обитатели, погруженные в тихую неторопливую жизнь на лоне природы. Комнаты с распахнутыми в сад окнами наполнены светом и воздухом, их переполняет солнечный свет, который оживляет все вокруг. Много работ было написано в имении Брасово. Картины датированные 1916-1917 годами стали вершиной его «интерьерного» жанра. Ракурс, с которого писал художник, был всегда неожиданным, в его поле зрения входили значимые предметы интерьера: круглый стол из красного дерева, рояль, диваны пушкинского времени, старинные портреты. Художник мог написать стол, заставленный с беспорядочно расставленными предметами в «Пасхальном натюрморте». Куличи, крашеные яйца, крокусы, вазы с фруктами, бокалы, посуда- во всем этом жизнь и трепет, предвкушение праздника. Прежде всего, здесь поражала цельность и живописность произведения, которая буквально на глазах приобреталоа цельность и выразительность.

Жуковский был настоящим романтиком и поэтом в душе. Его «Заброшенные осенние веранды» словно хранят память о прошедшем лете. Даже в забытом на столе веранды букете теплилась жизнь, дарящая гармонию и умиротворение. И в то же время в работах художника было предчувствие зыбкости этого тихого дворянского мира и грядущих перемен, в едва уловимой интонации легкой грусти. Жуковский любил жизнь, любил живопись и делился своими наблюдениями со зрителем. После революции он некоторое время работал в России, переживая некоторые трудности нового времени, свыкаясь с той действительностью, которая его окружала. Революцию он принял без воодушевления и без особой надежды.

В 1919 году Жуковский переехал с семьей в Вятку, а в 1923 году совсем покинул Россию, вернулся на родину в Польшу. Он много работал и преподавал. Пейзаж оставался его любимым жанром, в котором он создавал настроение радостной весны,  грустной осени - поры воспоминаний.

Судьба С. Жуковского оборвалась трагично, он умер в 1944 году в концлагере для военнопленных. Эта чудовищная трагедия стала невосполнимой потерей для всего русского искусства. Художественное наследие Жуковского велико и многогранно.

В истории Русского искусства его творчество занимает одну из ярких страниц. Его картины хранятся в многочисленных музейных коллекциях и частных собраниях.