Все лоты Разное Парные лаковые панно «Цветы и птицы»

Назад

Парные лаковые панно «Цветы и птицы»

Япония, эпоха Мэйдзи (1868-1912)

Дерево, черный и золотой лак, инкрустация перламутром, кость, резьба.
Размеры: 131 х 67 см


Состояние: В хорошей сохранности, незначительные потертости и утраты костяных элементов

Местоположение:
Санкт-Петербург, галерея Трианон

Для получения подробной информации или оформления доставки звоните:
Москва: +7 (925) 963-62-21
Санкт-Петербург: +7 (800) 2005-145 

Стоимость

800 000

i




О предмете
Парные лаковые панно «Цветы и птицы», выполненные в Японии в эпоху Мэйдзи (1868–1912), представляют собой изысканный образец декоративного искусства периода активного взаимодействия японской и западной культур. Основа каждого панно выполнена из дерева и покрыта черным и золотым лаком, поверхность украшена инкрустацией перламутром и костью с резьбой. Подобные произведения нередко размещались парами по обе стороны архитектурного элемента или использовались как автономные декоративные панели, составляя значительную часть убранства парадных залов.

Тематически композиции принадлежат к жанру «катега» (花鳥画) — живописному направлению, изображающему цветы и птиц, которое занимает важное место в японской художественной традиции. В отличие от китайского аналога «хуаняо», японская катега развила собственную систему поджанров и приобрела особое декоративное значение в культуре ямато-э. В эпоху Мэйдзи, когда страна вступила в фазу модернизации, обращение к мотивам природы стало не только выражением национальной эстетики, но и элементом художественного самопозиционирования Японии на мировом рынке предметов искусства.

По техническим и стилистическим характеристикам данные панели могут быть отнесены к кругу работ, выполненных в технике сибаяма — одной из самых утонченных и трудоемких разновидностей лакового декора, появившейся в конце XVIII века и получившей расцвет в эпоху Мэйдзи. Особенностью этой техники является сочетание традиционного японского лака с инкрустацией перламутром, слоновой костью, черепаховым панцирем и другими материалами, создающими высокий рельеф. Прием позволял достигать сложных оптических эффектов: перламутр при разном освещении менял цвет, кость давала теплое матовое мерцание, а темный лаковый фон усиливал контраст и глубину композиции. Панно подобного типа отличались филигранной проработкой деталей — лепестков, оперения, тонких ветвей — и предназначались главным образом для экспорта, что соответствовало политике государства по продвижению японского декоративного искусства на международных выставках конца XIX века.

Сюжеты «цветов и птиц» в японском искусстве символизируют гармонию и изменчивость природы; на подобных панно традиционно изображались цветущие ветви сакуры, павлины, журавли, фазаны, хризантемы и другие растения и птицы, несущие благоприятную символику. Композиции отличались уравновешенностью и ясной асимметрией, типичной для японской эстетики. В рассматриваемом примере высокие декоративные качества дополняются виртуозным сочетанием материалов — перламутр используется для передачи перьев птиц и лепестков, резная кость — для стеблей и элементов рельефного орнамента, а золотой лак акцентирует фоновые детали.

Эпоха Мэйдзи стала временем беспрецедентных преобразований: Япония открыла границы, переняла достижения западных стран и быстро вошла в круг мировых держав. Эти изменения нашли отражение и в декоративно-прикладном искусстве: наряду с традиционными техниками появились новые приемы, адаптированные под вкус европейского заказчика. Лаковые панели в технике сибаяма, украшенные сюжетами катега, стали одним из символов японского искусства рубежа XIX–XX веков.
 
ArtLot24 рекомендует