Аннибале, Лодовико и Агостино Карраччи, болонская школа
Эротический кабинет был неотъемлемой частью мужского интерьера XIX века. В кабинете была предусмотрена задрапированная ниша, которая хранила в себе эротическую живопись или гравюру. Уединяясь после обеда на мужскую часть дома, чтоб выпить виски и выкурить пару сигар, не беспокоя дам, мужской коллектив любопытствовал по вопросу эротических картин, сюжеты которых заимствовались из античных мифов. Эстетику эту создал человек эпохи возрождения Агостино Карраччи. Он происходил из творческой и предприимчивой семьи, которая подарила миру в общей сложности семерых художников. Наиболее знамениты трое: Людовико, Аннибале и Агостино Карраччи. Это дядя и два кузена, которые сначала основали небольшую мастерскую, со временем выросшую в Болонскую Академию дельи Инкамминати. Именно в этом заведении были заложены основы академизма. Принципы базировались на компиляции элементов, с работ лучших художников эпохи. Рисунок предлагалось заимствовать у Микеланджело и Рафаэля, колорит – у Корреджо и Тициана. По новой моде обязательным становится рисование с натуры.
Аннибале и Агостино также известны изобретением карикатуры.
Агостино занимался в Академии разработкой занимательных сюжетов и композиций. Он был великолепным рисовальщиком, а в юности, обучаясь на ювелира, освоил технику гравюры. История, превратившая его в создателя печатной эротики весьма поучительна, и имеет две версии – легендарную и прозаическую.
Джулио Романо
Молодой Климент VII, худ. Себастьяно дель Пьомбо, 1526
Легенда гласит, что ученик Рафаэля Джулио Романо поссорился с папой Климентом VII по причине неуплаты гонорара и из мести расписал зал Константина в Ватикане непристойными сценами, живописующие любовные позы. По приказу папы римского фрески были уничтожены. Но Маркантонио Раймонди, другой ученик Рафаэля видел фрески и зарисовал их, а потом создал по эти рисункам гравюры.
Прозаическая версия не такая эффектная. Фрески были нарисованы для дворца в Мантуе Джулиано Романо не из мести, а по заказу герцога Мантуанского Фредерика Второго Гонзага, но не понравились и были замазаны. При этом, история с Маркантонио Раймонди подлинная — в 1524 году он осуществил издание созданных гравюр. Но вскоре по приказу папы римского он был арестован и приговорен к тюремному заключению и уничтожению всех копий иллюстраций.
Автор оригинальных картин Джулио Романо не подвергся наказанию, поскольку работал для частного заказчика в закрытых помещениях. Его работы, в отличие от гравюр массовую публику не развращали.
Маркантонио Раймонди
Автопортрет Джорджо Вазари
Незадолго до того, как Раймонди был схвачен его навестил Пьетро Аретино, предтеча европейской журналистики и ведущий автор своего времени. К каждой из любовных поз он сочинил по сонету. А позднее употребил все свое влияние, чтоб Маркантонио Раймонди выпустили из заключения.
Благопристойный Вазари, первый методический исследователь истории искусства, автор жизнеописания художников в пяти томах написал об этом скандальном происшествии следующее. «Джулио Романо поручил Маркантонио вырезать по его рисункам на двадцати листах все возможные способы, положения и позы, в каких развратные мужчины спят с женщинами, и что хуже всего, мистер Пьетро Аретино написал для каждого способа неприличный сонет, так что я уже не знаю что было противнее – вид ли рисунков Джулио для глаза или слова Аретино для слуха».
Несмотря на приказ об уничтожении всех изданий сами рисунки сохранились. Поэтому в 1527 было осуществлено второе издание гравюр — теперь уже с сонетами Пьетро Аретино. Вскоре эти сюжеты получили название «позы Аретино». Издание стало первым сочинением, сочетавшим в себе эротические иллюстрации с текстами. По приказу папы Римского тираж был снова уничтожен.
Портрет Пьетро Аретино. Тициан Вечеллио, 1545
Автопортрет Агостино Карраччи
Рисунки для следующего тиража в 1580-х годах выполнил Агостино Карраччи. На своих эротических фресках Джулио Романо изобразил обычных людей, Агостино же сделал героями сюжетов античных богов и мифических героев. Каждая гравюра содержала в себе зашифрованное нравоучительное послание, что было призвано отвратить читателя от греха. Гравюры Карраччи наполнены нюансами, подчеркивающими эстетику античности. Художник демонстративно разделяет все принципы античного искусства. Скульптурно сконструированные тела превращают героев в статуи, что эстетизирует изображение. Издание чудом уцелело, быстро распространилось, считалось скандально непристойным. Однако, создавая Фрески для знаменитой галереи Фарнезе, братья Карраччи использовали эти рисунки для вдохновения. Со временем издание перестало вызывать ажиотаж и стало элементом мужского эротического кабинета. Многие государственные деятели буднично упоминают о нем в своих рукописях, сократив название серии до «Аретино». Среди них – английский монарх Карл II, философ - просветитель Дени Дидро, и даже солнце русской поэзии Александр Сергеевич Пушкин. Художники, приезжавшие в Италию на пансион, эти работы видели и учились на них. Эротическая живопись основана на принципах гравюр Карраччи.
Мифология и скульптурность легализовала обнаженную натуру. В ближайшие два века салоны наводнят обнаженные античные боги и герои, а скульпторы продолжат работать в этом ключе и создадут великолепную бронзовую пластику.
Сатир наблюдаем за спящей нимфой
Одна из гравюр Агостино «Сатир и нимфа» столетие спустя вдохновила скульптора Мишеля Клодиона на создание одноименной композиции. Нимфа лезет на сатира, чему он только рад. Скульптор позаимствовал лица героев с гравюры Карраччи «сатир и нимфа», а на создание такой вольной композиции его вдохновили знаменитая эротическая серия Карраччи. Западноевропейская скульптура в античном стиле сформировалась на базе Академии дельи Инкамминати и гравюры Агостино Карраччи.
Скульптурная композиция «Сатир с нимфой» из коллекции галереи "Артлот"
Автор статьи
искусствовед Сабельникова Ольга