Перегородчатая эмаль Густава Клингерта в русском серебре
17.11.2021

Искусство эмали известно еще со времен Древней Руси, к ней обращались ювелиры последующих столетий, однако настоящего расцвета эмальерное искусство России достигло в конце XIX - начале XX века, когда российские мастера намного превосходили европейских по уровню используемых технологий. Были известны эмали как одноцветные, так и с использованием нескольких цветов, как выемчатые, так и перегородчатые.


 

Густав Густавович Клингерт (1836-1921)

Одним из выдающихся московских ювелиров-эмальеров был Густав Густавович Клингерт, потомственный ювелир из колонии немецких переселенцев. Данных о жизни самого Густава Густавовича осталось немного. Известно, что его отец Густав Клингерт, почетный член немецкой общины, с XIX века обосновался в Москве, где открыл свое ювелирное предприятие. Густав Густавович работал с отцом и многому у него научился. Фабрика серебряных и скобяных изделий Г. Г. Клингерта существовала с 1865 по 1916 год. По одним данным фабрика была разгромлена в 1916, по другим - Густав Густавович продал ее двум рижским предпринимателям в 1917 году. Предприятие находилось в Малых Сыромятниках в фамильном домовладении и в 1913 году было перенесено в Елоховский проезд.

 

Предприятие Густава Клингерта в Елоховском проезде

Густав Клингерт зарекомендовал себя не только как успешный фабрикант и искусный эмальер, но и как заядлый нумизмат и эксперт в этом деле. У него имелась выдающаяся коллекция монет Российской империи, о которой подробно известно благодаря выпущенному фирмой Адольфа Гесса каталогу с подробным описанием каждого предмета. Помимо коллекционирования, Густав Клингерт выступал посредником в сделках с участием монет.

   

Каталог монет из коллекции Густава Клингерта, опубликованный фирмой Адольфа Гесса

В основном фабрика занималась производством серебряных изделий. Среди продукции было много столовых приборов и предметов сервировки, подарочных вещей, кабинетных и интерьерных изделий, кроме того, фабрика выполняла специальные заказы, в т.ч. на изготовление коронационных блюд. При золочении или покрытии серебром более высокой пробы применялся горячий способ. При таком способе покрытие из ртути и золота или серебра наносилось на изделие и обжигалось огнем. В результате ртуть испарялась, а металл плотно прилегал к основе. 

Набор серебряных чайных ложек с эмалями фабрики Густава Клингерта в оригинальном футляре

Нередко можно было встретить изящные сочетания серебра с хрусталем или стеклом. Как и у многих ювелиров того времени в изделиях Клингерта преобладал русский стиль. Одними из многих положительных качеств изделий были их чарующие эмали, которые выделяли фабрику Г. Г. Клингерта среди других московских ювелиров. Сам будучи искусным эмальером, уже не участвуя в изготовлении изделий лично, он оставил значительный след в производстве, что его уникальный стиль прослеживался и в последующих изделиях фабрики. В основном использовались перегородчатая, сканевая и выемчатая техники. 

Серебряная масленка с эмалями фабрики Густава Клингерта

Перегородчатая эмаль - довольно сложная техника, не поддающаяся механизации. Для ее создания на изделии из металла процарапывают, гравируют или прорезают насквозь контур-эскиз будущего изображения, далее по контуру напаивают металлические полоски-перегородки “на торец”. Толщина подобных полосок обычно не превышает 1 мм. Полоски создают замкнутые и открытые ячейки различных форм и размеров. Каждую ячейку заполняют эмалью до верхнего края перегородок и производят обжиг. После этого эмаль шлифуется и отполировывается таким образом, чтобы эмаль и верх перегородок находились в одной плоскости. Полученное разноцветное изображение из эмали напоминает инкрустацию драгоценными камнями.

Реклама фабрики серебрянных изделий Г. Клингертъ (орфография сохранена) из Указателя фабрик, заводов, оптовых складов г. Москвы, 1909 год

Техника выемчатой эмали, в противоположность перегородчатой, относительно простая - на основе гравируются, чеканятся или выпиливаются углубления, которые потом заполняют эмалью разных цветов.

Скань, в свою очередь, это ажурный или напаянный на металлический фон узор из тонкой проволоки, дополненный эмалью.

Невероятно красивы немногочисленные изделия в технике витражной эмали. Витражная или оконная эмаль получила свое название благодаря своей прозрачности. Изделия из такой эмали производят неожиданное и эффектное впечатление на просвет, при этом. Оставаясь такими же впечатляющими и без подсветки. Такой эффект достигается благодаря добавлению в эмаль большого количества воды, которая при обжиге испаряется, а эмаль заполняет отверстия металлического каркаса и спаивается с его краями. 

Фрагмент футляра с продукцией фабрики Густава Клингерта

Информация из справочник Постниковой-Лосевой "Фабрика золотых и серебряных изделий"

Информация из сборника "Фабрично-заводская промышленность России", С.-Петербург, 1897 год

Преобладающими цветами в эмалях Г. Г. Клингерта являются синий, голубой и богатейшее разнообразие их оттенков. Эмаль удивительного бирюзового цвета поистине выделяет изделия фабрики среди других ювелиров. Несмотря на то, что узор на изделиях всегда очень мелкий и плотный, с множеством деталей и покрывает практически всю поверхность предметов, они не смотрятся перегруженными, поскольку всегда соблюдаются строгие правила: использование не более трех основных цветов, контраст светлых и темных тонов, который разбивает общий рисунок на отдельные зоны, немногочисленность основных или крупных деталей орнамента (одна - две на каждой стороне, обязательно выделенные по цвету и тону), и самое главное - форма предметов, полностью покрытых эмалевым узором, всегда должна быть простой.

Серебряный портсигар с эмалями фабрики Густава Клингерта

Изделиям Клингерта, как и многим ювелирным произведениям того времени, чужда сюжетная тематика, поэтому живописная эмаль применялась в основном для подрисовки элементов растительного орнамента. 

Многие изделия Клингерта, не утратив особенностей русского стиля, напоминают индийские, китайские, ближневосточные работы, поскольку с конца XIX века культура и эстетика экзотических стран становится очень популярной в европейском искусстве и приковывает внимание многих художников. 

Произведения фирмы выставлялись на Всемирной выставке в Лондоне и Эдинбурге (1886), Париже (1889-1890), Чикаго (1893) и в Антверпене (1894), где были удостоены ряда почетных наград. 

Сейчас произведения Г. Г. Клингерта можно встретить в различных музеях, а также в частных коллекциях.

 

 

Что нужно для оценки серебряных изделий на сайте аукционного дома «АртЛот 24»?

Если вы хотите продать серебряные изделия на торгах аукциона искусств «АртЛот 24», их предварительную оценку можно получить, отправив на электронную почту info@artlot24.ru письмо с описанием предмета, его габаритов, а также несколько фотографий, демонстрирующих вещь с разных сторон. Отдельно сфотографируйте повреждения, а также марку (клеймо) изготовителя.

Наш эксперт даст предварительное заключение в течение нескольких дней. Определиться со стоимостью можно будет после визуальной атрибуции предмета в выставочном зале аукциона, расположенном в Санкт-Петербурге, на Моховой, 32. При необходимости к оценке предметов из серебра и золота привлекаются музейные сотрудники, реставраторы и эксперты.

Выставочный зал аукциона: Санкт-Петербург, Моховая, дом 32.

Тел. в Санкт-Петербурге: +7 (812) 719-77-10
Тел. в Москве: +7 (495) 432-0-234

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы можно было оставлять комментарии