Предметы из стекла в стиле ар-нуво набирают популярность. Почему?
19.10.2021

В мире не так много стекольных заводов, которые могут похвастаться богатой историей. Одним из титанов, создающих изящные предметы из прозрачного золота уже более ста лет, является Стекольная мануфактура Daum.


Стекольная мануфактура братьев Дом

Чтобы показать всю мощь и многообразие представленной мануфактуры, необходимо погрузиться в историю французского стеклоделия.

Расцвет французского художественного стекольного производства XIX века неотъемлемо связан с городом Нанси провинции Лотарингия и был спровоцирован, как ни странно, поражением Франции во Франко-Прусской войне в 1871 г. В результате этой войны германские войска оккупировали часть провинции Лотарингия. Многие стеклоделы, не желавшие оставаться на оккупированной территории, переезжают в Нанси, где решают посвятить себя мануфактурному производству.

Одним из таких переселенцев был Жан Дом (1825-1885), юрист по образованию, который решил заняться бизнесом и выкупил стекольное предприятие «Святая Катерина». В 1878 году оно было значительно расширено и переименовано в Стекольное предприятие Нанси.

Жан Дом - снователь мануфактуры

В первые годы своего существования фабрика производила в основном предметы в стиле историзм, однако все изменилось, когда со смертью Жана в 1885 управление заводом перешло к его сыновьям Жану-Луи-Огюстену (1853 - 1909) и Жану-Антонину (1864 - 1930). Старший брат взял на себя административную и юридическую работу, а младший - художественное руководство.

Здание фабрики 1880-х годов

На всемирной выставке в Париже в 1889 году братья вдохновились работами Эмиля Галле и начали приглашать различных художников для работы над эскизами из многослойного стекла.

В это время в Европе начинает набирать популярность стиль модерн (ар-нуво), характеризующийся изысканностью, декоративностью, отказом от симметрии, плавностью форм, преобладанием цветочных и растительных мотивов. Братья Дом быстро реагируют на это изменение и начинают использовать стилистику модерна в своих эскизах. Несмотря на штучность производимой продукции, слава о братьях Дом начинает распространятся.

Ваза "Ветви цветущей хурмы" в стиле ар-нуво мануфактуры братьев Дом

Первый мировой успех мануфактуре принесла Всемирная выставка в Чикаго в 1893 году. В этом году к производству присоединился художник Жак Грюбер, один из наиболее плодовитых мастеров стеклодувов школы Нанси. До начала XX века фирма активно появлялась на выставках в Нанси (1894), Лионе (1894), Бордо (1895) и Брюсселе (1895 и 1897), где имела оглушительный успех.

Художник по стеклу Жак Грюбер за работой

В дальнейшем братья берут курс на более массовое производство. Главным художником, по чьим эскизам производится большая часть продукции, становится Анри Берже. В это время братья активно экспериментируют с технологиями и формами, при этом основное внимание направлено на использование различных эффектов при производстве изделий из цветного стекла. Поверхностное кракелирование, частичное замутнение, "проявление" внутренних слоев многоцветного стекла при помощи травления кислотой активно используются в экспериментах.

Кувшин из стекла, фактурная поверхность которого решена в декоративной технике кракле

Следующий этап развития фабрики наступает с появлением и активным использованием росписи стекла эмалями. В самом конце XIX века в 1899 году мануфактура запатентовала собственную технологию декорирования “interclaire”, которая заключается в том, что между двумя слоями стекла фактически вставляется расписной декор.

Ваза, в декоре которой использовалась техника interclaire

В 1900 году мануфактура братьев Дом получает Гран-при на всемирной выставке в Париже, где награды также удостаивается и Эмиль Галле. Если работам Эмиля Галле была присуща особая символичность, то братья Дом большее внимание уделяли игре света и причудливости форм.

Эмиль Галле - выдающийся художник по стеклу в стиле ар-нуво

В 1901 году по инициативе Эмиля Галле создается объединение художественной промышленности, известное как школа Нанси. Братья Дом принимают активное участие в деятельности объединения, а после смерти Эмиля Галле начинают им руководить.

Следующей вехой в истории мануфактуры становится 1909 год - год смерти старшего брата Жана-Луи-Огюстена. Тогда управление мануфактурой берет на себя Жан-Антуин совместно с племянниками Полем, Анри и Жаном.

Жан Антуин с семьей

После Первой мировой войны, благодаря совместным усилиям всей семьи, фабрике удается устоять и наладить производство. В 1920-ых годах мануфактура активно начинает внедрять набирающие популярность элементы ар-деко в свои дизайны. Продукцией братьев Дом помимо ваз и предметов декора, были эффектные настольные лампы, для которых специально производились пейзажные эскизы. В это время фабрика активно выставляется на осеннем салоне в 1921 году, в Барселоне в 1923 году, на Международной выставке декоративного искусства в 1925 году и на Колониальной выставке в Париже в 1931 году.

Ваза "Желтые Клематисы" в стиле ар-нуво мануфактуры братьев Дом

Кризис 1930-х годов был непростым периодом для мануфактуры, однако Daum оказался единственным заводом, который продолжил производство, и в 1935 году получил крупный заказ от трансатлантической компании на 90 тысяч экземпляров из стекла и хрусталя для лайнера “Нормандия”.

Французский пароход "Нормандия" - один из лучших пассажирских лайнеров своего времени

После Второй мировой войны мануфактура начинает работать только с хрусталем, лишь иногда выполняя заказы из стекла. Знаковой становится коллаборация с фотографом Пьером Джаханом, который создает сюрреалистические студийные изображения с продукцией завода.

В 1960-е годы фирма активно сотрудничает с современными художниками, такими как Поль Сезанн, Роджер Таллон и Сальвадор Дали. Это позволяет привлечь внимание ценителей искусства и также модернизировать старинный рецепт стеклянной пасты, используемый с начала века.

Настенные часы, эскиз для которых создал художник Сальвадор Дали

В настоящее время Daum является ведущим производителем стекла во Франции. Открытость к новым стилям и веяниям в искусстве, готовность к экспериментам, сотрудничество с различными художниками позволяет мануфактуре оставаться лидером на рынке стекольного производства уже более ста лет.

 

Что нужно для оценки стекла на сайте аукционного дома «АртЛот 24»?

Если вы хотите продать старинное стекло на торгах аукциона искусств «АртЛот 24», его предварительную оценку можно получить, отправив на электронную почту info@artlot24.ru письмо с описанием предмета, его габаритов, а также несколько фотографий, демонстрирующих вещь с разных сторон. Отдельно сфотографируйте повреждения, а также марку (клеймо) изготовителя.

Наш эксперт даст предварительное заключение в течение нескольких дней. Определиться со стоимостью можно будет после визуальной атрибуции предмета в выставочном зале аукциона, расположенном в Санкт-Петербурге, на Моховой, 32. При необходимости к оценке предметов из стекла привлекаются музейные сотрудники, реставраторы и эксперты по стеклу.

Выставочный зал аукциона: Санкт-Петербург, Моховая, дом 32.

Тел. в Санкт-Петербурге: +7 (812) 719-77-10
Тел. в Москве: +7 (495) 432-0-234

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы можно было оставлять комментарии