Стекольная мануфактура братьев Дом
Чтобы показать всю мощь и многообразие представленной мануфактуры, необходимо погрузиться в историю французского стеклоделия.
Расцвет французского художественного стекольного производства XIX века неотъемлемо связан с городом Нанси провинции Лотарингия и был спровоцирован, как ни странно, поражением Франции во Франко-Прусской войне в 1871 г. В результате этой войны германские войска оккупировали часть провинции Лотарингия. Многие стеклоделы, не желавшие оставаться на оккупированной территории, переезжают в Нанси, где решают посвятить себя мануфактурному производству.
Одним из таких переселенцев был Жан Дом (1825-1885), юрист по образованию, который решил заняться бизнесом и выкупил стекольное предприятие «Святая Катерина». В 1878 году оно было значительно расширено и переименовано в Стекольное предприятие Нанси.
Жан Дом - основатель мануфактуры
В первые годы своего существования фабрика производила в основном предметы в стиле историзм, однако все изменилось, когда со смертью Жана в 1885 управление заводом перешло к его сыновьям Жану-Луи-Огюстену (1853 - 1909) и Жану-Антонину (1864 - 1930). Старший брат взял на себя административную и юридическую работу, а младший - художественное руководство.
Здание фабрики 1880-х годов
На всемирной выставке в Париже в 1889 году братья вдохновились работами Эмиля Галле и начали приглашать различных художников для работы над эскизами из многослойного стекла.
В это время в Европе начинает набирать популярность стиль модерн (ар-нуво), характеризующийся изысканностью, декоративностью, отказом от симметрии, плавностью форм, преобладанием цветочных и растительных мотивов. Братья Дом быстро реагируют на это изменение и начинают использовать стилистику модерна в своих эскизах. Несмотря на штучность производимой продукции, слава о братьях Дом начинает распространятся.
Ваза "Ветви цветущей хурмы" в стиле ар-нуво мануфактуры братьев Дом
Первый мировой успех мануфактуре принесла Всемирная выставка в Чикаго в 1893 году. В этом году к производству присоединился художник Жак Грюбер, один из наиболее плодовитых мастеров стеклодувов школы Нанси. До начала XX века фирма активно появлялась на выставках в Нанси (1894), Лионе (1894), Бордо (1895) и Брюсселе (1895 и 1897), где имела оглушительный успех.
В дальнейшем братья берут курс на более массовое производство. Главным художником, по чьим эскизам производится большая часть продукции, становится Анри Берже. В это время братья активно экспериментируют с технологиями и формами, при этом основное внимание направлено на использование различных эффектов при производстве изделий из цветного стекла. Поверхностное кракелирование, частичное замутнение, "проявление" внутренних слоев многоцветного стекла при помощи травления кислотой активно используются в экспериментах.
Кувшин из стекла, фактурная поверхность которого решена в декоративной технике кракле
Следующий этап развития фабрики наступает с появлением и активным использованием росписи стекла эмалями. В самом конце XIX века в 1899 году мануфактура запатентовала собственную технологию декорирования “interclaire”, которая заключается в том, что между двумя слоями стекла фактически вставляется расписной декор.
Ваза, в декоре которой использовалась техника interclaire
В 1900 году мануфактура братьев Дом получает Гран-при на всемирной выставке в Париже, где награды также удостаивается и Эмиль Галле. Если работам Эмиля Галле была присуща особая символичность, то братья Дом большее внимание уделяли игре света и причудливости форм.
Эмиль Галле - выдающийся художник по стеклу в стиле ар-нуво
В 1901 году по инициативе Эмиля Галле создается объединение художественной промышленности, известное как школа Нанси. Братья Дом принимают активное участие в деятельности объединения, а после смерти Эмиля Галле начинают им руководить.
Следующей вехой в истории мануфактуры становится 1909 год - год смерти старшего брата Жана-Луи-Огюстена. Тогда управление мануфактурой берет на себя Жан-Антуин совместно с племянниками Полем, Анри и Жаном.
Жан Антуин с семьей
После Первой мировой войны, благодаря совместным усилиям всей семьи, фабрике удается устоять и наладить производство. В 1920-ых годах мануфактура активно начинает внедрять набирающие популярность элементы ар-деко в свои дизайны. Продукцией братьев Дом помимо ваз и предметов декора, были эффектные настольные лампы, для которых специально производились пейзажные эскизы. В это время фабрика активно выставляется на осеннем салоне в 1921 году, в Барселоне в 1923 году, на Международной выставке декоративного искусства в 1925 году и на Колониальной выставке в Париже в 1931 году.
Ваза "Желтые Клематисы" в стиле ар-нуво мануфактуры братьев Дом
Кризис 1930-х годов был непростым периодом для мануфактуры, однако Daum оказался единственным заводом, который продолжил производство, и в 1935 году получил крупный заказ от трансатлантической компании на 90 тысяч экземпляров из стекла и хрусталя для лайнера “Нормандия”.
Французский пароход "Нормандия" - один из лучших пассажирских лайнеров своего времени
После Второй мировой войны мануфактура начинает работать только с хрусталем, лишь иногда выполняя заказы из стекла. Знаковой становится коллаборация с фотографом Пьером Джаханом, который создает сюрреалистические студийные изображения с продукцией завода.
В 1960-е годы фирма активно сотрудничает с современными художниками, такими как Поль Сезанн, Роджер Таллон и Сальвадор Дали. Это позволяет привлечь внимание ценителей искусства и также модернизировать старинный рецепт стеклянной пасты, используемый с начала века.
Настенные часы, эскиз для которых создал художник Сальвадор Дали
В настоящее время Daum является ведущим производителем стекла во Франции. Открытость к новым стилям и веяниям в искусстве, готовность к экспериментам, сотрудничество с различными художниками позволяет мануфактуре оставаться лидером на рынке стекольного производства уже более ста лет.
Что нужно для оценки стекла на сайте онлайн-галереи «АртЛот 24»?
Если вы хотите продать старинное стекло на сайте онлайн-галереи антиквариата «АртЛот 24», его предварительную оценку можно получить, отправив на электронную почту info@artlot24.ru письмо с описанием предмета, его габаритов, а также несколько фотографий, демонстрирующих вещь с разных сторон. Отдельно сфотографируйте повреждения, а также марку (клеймо) изготовителя.
Наш эксперт даст предварительное заключение в течение нескольких дней. Определиться со стоимостью можно будет после визуальной атрибуции предмета в выставочном зале галереи, расположенном в Санкт-Петербурге, на Моховой, 32. При необходимости к оценке предметов из стекла привлекаются музейные сотрудники, реставраторы и эксперты по стеклу.
Тел. в Санкт-Петербурге: +7 (812) 719-77-10
Тел. в Москве: +7 (495) 432-0-234