Скульптура Ар-Деко: как рождаются шедевры
21.06.2024

С 6 по 30 июня в галерее «Трианон» проходит закрытый показ частной коллекции шедевров последнего «большого стиля» — ар-деко.


2.jpg

История искусств неразрывно связана с историей цивилизации. Стиль ар-деко сложился и расцвел в Европе в период между двумя мировыми войнами. Это время авангардных течений, этнических мотивов и скоростей. Традиционный ар-деко стал логическим переходом от ар-нуво к модернизму. Изрядно устав от изогнутых стилизованных линий, художники устремили свою фантазию в будущее. Они не только переосмысливали ускользающий модерн, но и черпали вдохновение в античном искусстве.

Хрисоэлефантинная техника, которой славится ар-деко, появилась еще в архаической Греции (от др.-греч. χρυσός — золото и ἐλέφας «слоновая кость». Она использовалась в масштабных целях. В этой технике изготавливали скульптуры богов — покровителей, а таковые были у каждого полиса. Каркасом скульптуры выступала деревянная статуя. Ее обнаженные части покрывались тонкими пластинами слоновой кости, глаза инкрустировались драгоценными камнями, а одежда, волосы, обувь и атрибуты изготавливались из золота. Зачастую на изготовление драгоценных частей шел весь золотой запас полиса. При необходимости, к примеру, для ведения войн, золото могли ненадолго позаимствовать, но после победы оно водружалось на прежнее место. Войдя в храм покровителя города, жители собственными глазами видели экономическое положение полиса.

В античных источниках упомянуто около 200 таких статуй, но до нашего времени дошли лишь 50 фрагментов таких скульптур. Самые масштабные из них хранятся в Археологическом музее в Дельфах и относятся к периоду архаической Греции. Это Фрагменты статуй Артемиды и Аполлона. Выглядят они немного устрашающе, так как кость за два с половиной тысячелетия почернела, а золото сохранилось лишь фрагментарно в виде тонких пластинок.

мтчаср.png

Фрагменты статуи Артемиды, VI век до нашей эры.

рмилсенла.png

Фрагменты статуи Апполона, VI век до нашей эры.

Хрисоэлефантинные колоссальные статуи классической Греции не сохранились, но упоминаются во многих античных источниках. Лучшим автором данных скульптур считается художник и скульптор Фидий. Самая знаменитая его работа – третье чудо света – колоссальная статуя Зевса в Олимпии, датируемая серединой V века до нашей эры. Основание статуи имело 6 метров в ширину и 1 метр в длину, а ее высота по разным источникам насчитывала от 12 до 17 метров. На создание золотых деталей ушло порядка 200 кг золота.

По преданию, записанному историком Георгием Кедрином в XI веке, после начала гонений на языческие культы, статуя была перевезена в Константинополь во дворец препозита священной опочивальни императора Феодосия II, евнуха Лавса, и попала в его коллекцию героических и мифологических статуй, впоследствии сгорев вместе с дворцом в 475 году.

иявап.jpg   впвап.png

Реконструкция статуи Зевса в Олимпии и статуи Афины Парфенос

Еще одна знаменитая работа Фидия – статуя Афины Парфенос, созданная мастером для Парфенона в 475 году до нашей эры. Колоссальная статуя достигала 13 метров в высоту, а на золотые детали ушло около тонны золота.

Следы статуи теряются после 426 года нашей эры, когда Парфенон стал христианским храмом.

Такие великолепные статуи приводили людей в религиозный трепет за счет своих огромных размеров и божественного сияния.

Скульптура ар-деко столь же драгоценна, несмотря на свои кабинетные размеры. Ступенчатый пьедестал, на котором высится скульптура, сохраняется. За счет драгоценных материалов, гармоничной композиции и ювелирной пластики сохраняется религиозный импульс работ.

Самым значительным скульптором эпохи ар-деко был румын по происхождению Деметр Чипарус (1886-1947). Источником вдохновения для него выступали прежде всего дягилевские сезоны. Первые работы – детская скульптура в реалистичной манере - не принесли ему значительной популярности. Настоящими шедеврами стали его работы на тему русского балета. 

опаеро.png  мбоь.jpg

Борис Анисфельд. Эскиз декорации к балету «Подводное царство» Сергея Дягилева, 1909

Эскиз костюма Бориса Анисфельда к постановке «Серебряная рыбка», 1909 год

Одна из самых знаменитых и изысканных его работ – скульптура «Морская звезда». Мастер изобразил здесь балерину из постановки «Садко в подводном царство» в костюме серебряной рыбки. Автор эскизов для декораций и костюмов – художник и сценограф Борис Израилевич Анисфельд (1878-1973), член объединения «Мир Искусства» и участник выставок «Союза русских художников». Он начал сотрудничать с Дягилевым на заре своей художественной карьеры в период творческого становления. Будучи мирискусником, он находился под влиянием текущих художественных течений. Ведущим художником 1900-х годов в Европе был Густав Климт, яркий представитель стиля ар-нуво. Он хорошо известен широкой публике своими картинами «Поцелуй», «Портрет Адели Блох» и скандальной работой «Золотые рыбки». В цикле работ «Водяные нимфы» есть картина «Серебряные рыбки». Очевидно, что Борис Анисфельд был хорошо знаком с «водяными нимфами» Климта и, создавая подводный мир для балета «Садко», переосмысливал этот цикл, пребывая в эстетике модерна.

сариамп.png  ятсамо.jpg

Густав Климт. Золотые рыбки. 1901—1902 г.

Густав Климт. Серебряные рыбки. 1902—1903 г.

Летом 1911 года Дягилев впервые ставит балет в Парижском театре Шатле. А в 1912 году Чипарус прибывает в Париж. Он находится в центре богемной жизни французской столицы. Эскизы Анисфельда он мог и не видеть, но «Серебряные рыбки» Климта не могли пройти мимо него.

Деметр Чипарус выворачивает силуэт и устремляет его ввысь. Ступенчатый пьедестал со скругленными боковинами, выполненный из оникса с волнистым узором и контрастной вставкой отсылает нас к статуе Зевса из Олимпии. Известно, что Фидий в стремлении создать религиозный антураж оснастил пьедестал бассейном с водой, на поверхности которого было разлито масло. Свет, отражаясь от масляной пленки, образованной на поверхности, обеспечивал дополнительные отблески, в свете которых сияние драгоценных деталей становилось еще ярче, а глаза Зевса буквально метали молнии. Глянцевый пьедестал Морской звезды перекликается с блеском эмалевых красок, которыми покрыта бронзовая часть скульптуры. В композиции прослеживается филигранное мастерство скульптора, со всей его тонкостью, невероятной пластикой и ювелирной детальностью. Ее прелестные изгибы пленяют своей загадочностью.

Чипарус создавал скульптуры в единичных экземплярах и, несмотря на свою немалую стоимость, они пользовались высоким спросом. К началу 20-х годов ХХ века такая скульптура стала визитной карточкой мастера. О нем заговорили, как об уникальном и самобытном скульпторе. Художник обрел славу и богатство, вписав свое имя в историю декоративно-прикладного искусства. 


Автор статьи: Сабельникова Ольга Михайловна