Литография «Аполлон и музы» с фрески «Парнас», созданной Рафаэлем Санти в 1509-1510 годах. Бумага, печать, Франция, конец XIX века, размер: 95 х 68 см
Состояние: Хорошее; с паспарту, незначительные сколы на раме
Местоположение:
Санкт-Петербург
Для получения подробной информации или оформления доставки звоните:
Санкт-Петербург: +7 (800) 2005-145
Москва: +7 (925) 963-62-21
Фреска «Парнас» - выдающееся произведение искусства эпохи Высокого Возрождения великого живописца Рафаэля Санти (1483-1520) выполненное по заказу папы Римского Юлия Второго в станце делла Синьятура ватиканского дворца. Комната должна была служить библиотекой и кабинетом понтифика. Сюжет посвящен теме поэзии.
В древнегреческом мифе Парнас был горой, на которой обычно встречались музы, и здесь Аполлон занимал свое главное место. Сюда, по замыслу древних, приходили черпать вдохновение поэты, историки и драматурги. Итак, Рафаэль составил прекрасную компанию богов и богинь, а также древних и современных поэтов.
Поскольку это воображаемая сцена, Рафаэль легко включает в композицию поэтов разных эпох и стран, группируя их по естественной ассоциации друг с другом. В этом мифическом царстве время и пространство не столь значимы, а поэты объединены высшим братством вдохновенного воображения.
Аполлон, как бог поэзии и музыки, занимает центральное место, восседая под несколькими лавровыми деревьями, недалеко от священного источника Гиппокрена, в окружении девяти муз, кружащих вокруг него. Об Аполлоне всегда говорят, что он играет на лире, но Рафаэль дарит ему скрипку, потому что игра на этом инструменте такая грациозная. Есть версия, что он хотел сделать комплимент известному скрипачу того времени.
Каллиопа, муза эпической поэзии держит в руке длинную трубу, эпические звуки которой обычно пробуждают мужество в мужчинах. Полимния, муза священной поэзии, опирается на лиру, трепещущие струны которой вызывают нежные эмоции веры и любви.
Слепой старик Гомер продвигается вперед, воспевая приключения греческих героев, а нетерпеливый юноша записывает стихи. Позади него стоят Вергилий и Данте, и Вергилий, кажется, призывает Данте послушать Аполлона.
Другая группа показывает Пиндара, очень пожилую фигуру, декламирующую свои страстные оды Горацию и еще одному поэту, которые слушают с восхищением. Плавт и Теренций, два автора латинской комедии, гуляют вместе в приятной компании.
Картина интересна также как еще одна иллюстрация великого возрождения образования, произошедшего во времена Рафаэля. Древняя литература Греции и Рима была открыта заново и стала достоянием ученых мужей и художников Италии, которая в этот период была мировым центром искусств. Сюда устремлялись подающие надежды художники и писатели. Со временем эти тенденции распространились по всей территории Европы.
С помощью прилагаемой схемы можно разглядеть все фигуры в композиции.
КЛЮЧ К ПАРНАСУ
1. Аполлон 2. Каллиопа 3. Полимния 4. Клио 5. Эрато 6. Терпсихора 7. Эвтерпа 8. Талия 9. Урания 10. Мельпомена 11. Неизвестный 12. Вергилий 13. Гомер 14. Данте 15. Писец 16. Berni 17. Петрарка 18. Corinna 19. Алкей 20. Сафо 21. Plautus 22. Теренс 23. Овидий 24. Sannazzaro 25. Cornelius Gallus 26. Анакреон 27. Гораций 28. Пиндар