Анри Жансен, интерьерное ателье «Maison Jansen», Франция, конец XIX века.
Низкий шкаф в стиле Людовика XVI с лаковыми панно с изображением пейзажа с пагодой.
Дуб (основа), розовое дерево, палисандр, золоченая бронза, коромандельский лак, мрамор (verde antico), на корпусе имеется выдавленное в дереве клеймо мастера «Junsen Paris».
Размеры (в/ш/г): 116,5 х 113 х41 см.
Сопровождается экспертным заключением.
Состояние: В хорошей сохранности
Местоположение:
Санкт-Петербург, галерея Трианон
Автор / производитель: Жан-Анри Жансен (Йансе) (Maison Jansen,1854–1928)
О предмете
Представленный шкаф сделан в конце XIX века и сочетает в себе элементы неоклассицизма и восточного стиля. Его формы традиционны – соотносятся с пропорциями низких полушкафов, которые были разработаны мебельщиками еще в середине XVIII века. "Благородная простота" раннего классицизма, вновь завоевавшая художественный рынок через столетие, прекрасно выявлена в изящной, с определенной долей роскоши, отделке шкафа. Оформление боковых стенок, мраморная крышка, бронзовый декор имитируют ордера и портики. Деревянный корпус оформлен в технике маркетри, что полностью соответствует мебельным тенденциям эпохи.
На корпусе имеется выдавленное в дереве клеймо мастера "Junsen Paris". Клеймо принадлежит французскому мебельщику Анри Жансену, работавшему в конце XIX века. В настоящее время мебель Жансена привлекает внимание коллекционеров, о чем говорит тот факт, что ее образцы находятся в собрании известного парижского знатока Лекуля. Излюбленным стилем А. Жансена был стиль Людовика XVI (ранний классицизм).
Шкаф имеет две глухие створки, в которые вставлены дополняющие друг друга лаковые панно с изображением пейзажа с пагодой. Пейзаж – особый жанр в дальневосточной живописи. Активное внимание к нему обусловлено философскими и религиозными течениями в Китае, Японии и Корее, а также природными особенностями этих стран. Горы, реки, деревья появляются на пергаментах раньше, чем люди – и встречаются чаще. Многие европейские мастера на волне увлечения искусством Востока в XIX веке начинают активно внедрять характерные восточные мотивы и сюжеты в свои работы.
Цветовое решение емко и лаконично отображает классическую палитру азиатской культуры. Обрамляют панно накладки из позолоченной бронзы – имитация драконьей чешуи. Художественный прием с включением в композицию лакового панно почерпнут из арсенала краснодеревщиков XVIII в., которые использовали для украшения дорогой мебели фрагменты старинных китайских ширм.
В панно использован особенно ценный китайский "коромандельский" лак. Он хорошо противостоит влажности, выдерживает жару, действие кислот и других сильных растворителей. Считается, что ширмы "коромандельского" лака начинают создавать в Китае в XVII в., их называют наилучшими из всех лаковых ширм. Существуют различные подтверждения тому, насколько дорого они ценились. Известно, что в XVII веке герцог Мальборо был настолько привязан к "чудесной" Коромандельской ширме, подаренной ему императором Священной Римской Империи, что возил ее с собой в военные походы.
Таким образом, представленный шкаф, отличающийся высоким техническим и художественным уровнем, является ценным памятником мебельного искусства своего времени.