Франция, мануфактура Обюссон
2-я четверть — середина XVIII века
Ateliers Reynaud
Шерсть, ручная работа
Размеры: 310 х 510 см
Состояние: В хорошей сохранности
Местоположение:
Санкт-Петербург, галерея Трианон
Для получения подробной информации или оформления доставки звоните:
Москва: +7 (925) 963-62-21
Санкт-Петербург: +7 (800) 2005-145
Обюссон (как и расположенный рядом с ним город Феллетен в Центральной Франции) был известен производством шпалер с XIV века. В 1665 году различные частные мастерские Обюссона были объединены в единую Королевскую шпалерную мануфактуру, которая по заказу французского королевского двора и частных лиц выпускала стенные и напольные ковры, обивки для мебели. Поддержка двора позволила существенно увеличить производство и повысить качество ковров.
Значительную часть продукции Обюссона составляли шпалеры-вердюры, предназначенные для декора жилых помещений. Пейзажные сюжеты, часто с фигурами птиц, животных или охотников, утопали в зелени деревьев и цветах. Отсюда появилось название ковров такого типа — вердюр по-французски означает «зелень».
Шпалеры, в «китайском» — или экзотическом — стиле ткались в течение всего 18 века на мануфактурах Обюссона под влиянием произведений придворных художников ХѴІІ века Вернансаля, Блен де Фонтеней и позже Жана-Батиста Пиллемана. Созданные ими картоны для ковров Королевских шпалерных мануфактур Парижа и Бове с экзотическими сюжетами вызвали огромный интерес заказчиков к композициям, изображающим далекие, незнакомые европейцам страны, их жителей, архитектуру, флору и фауну, непривычные пейзажи. Исключительную популярность среди частных заказчиков приобрели шпалеры-пасторали и шпалеры-вердюры с сюжетами в стиле шинуазри (или «китайском» стиле), представлявшие собой интерпретацию композиций этих художников.
Обычно шпалеры мастерских Обюссона отличаются своеобразным декоративным колоритом, ярким и гармоничным, и несколько наивной, обобщенной трактовкой фигур и пейзажа. Ковры в Обюссоне немного толще, чем гобелены, их фактура, за счет несколько большей толщины нитей, выглядит более рубчатой, чем на шпалерах других французских мануфактур. Однако качество данной шпалеры-вердюры исключительно высокое, она может быть поставлена в один ряд с лучшими произведениями мануфактур Обюссона.
Качество ткацкой работы вердюры, сохранность цвета особенно заметны, если сравнить этот ковер с аналогичным из коллекции Эрмитажа.
Можно рассмотреть элементы, составляющие символическую программу композиции: павлин олицетворение царственной власти, чайный павильон-пагода на возвышении любовь к экзотике и востоку, апельсиновое дерево с висящим на нем колчаном и стрелами намекают на проделки амура и любовь в целом.
Композиция шпалеры продолжает тему так называемого «сада удовольствий» (Jardain du plaisire), начатую еще вердюрами ХVII века. Но новый век внес иную интерпретацию в эту тему, экзотический «китайский» сюжет сообщает ей оттенок далекой почти нереальной мечты. О саде, в котором все необычно и прекрасно, как сон. В этом саду растут деревья, усыпанные цветами и плодами, живут прекрасные неизвестные птицы. Изысканный павильон в этом саду предназначен, несомненно, для утонченных и возвышенных занятий — чаепитий и философских размышлений, недаром он поставлен на возвышение.
Автором картона считается Ж.-Ж. Дюмон, королевский живописец, много работавший для шпалерных мануфактур Гобеленов и в Бове. С 1733 года он сотрудничал с Королевской шпалерной мануфактурой в Обюссоне, адаптируя разработанные в столице картоны и проекты к технологии ковров Обюссона. На его шпалерах изображены различные животные и птицы, заимствованные с картин и рисунков знаменитого французского анималиста Жана-Батиста Удри.
Известны еще как минимум три шпалеры, вытканные по этому картону Ж.-Ж. Дюмона в Обюссоне, одна из них находится в коллекции Шевалье в Париже, вторая в бельгийской коллекции де Витт, местонахождение третьей неизвестно. На шпалере Шевалье сохранилась марка королевской Мануфактуры Обюссона, мастерской Ружерон (Rougueron). Она входит в состав серии (известны три шпалеры, однако их в серии было больше) со сдвоенными марьяжными гербами в центре верхнего бордюра пары из Перигора, поженившейся в 1725 г. Серия была заказана уже после их бракосочетания в 1725 году, т.к. автор картонов Ж.- Ж. Дюмон начал свою работу на Королевскую шпалерную мануфактуру в Обюссоне с 1733 года.
Еще одно повторение этого картона, с бордюром в виде лепной рамы, вытканное в Обюссоне на мануфактуре Сокур (?) M·R·D'AVBVSSON M·SAVCOUR: "Manufacture Royale d'Aubusson Manufacture Saucour" находится сегодня в коллекции Мануфактуры де Витт, в Малине, Бельгия.
Еще один вариант повторения картона, без марки мануфактуры Обюссона, находился в мюнхенской коллекции антиквара Бернхаймера, он был опубликован в 1920-х гг. Несомненно, данная шпалера также изначально входила в состав серии. Судя по сохранившимися шпалерам, она обрезана справа, что делали обычно для того, чтобы подогнать размер ковра под размер стены. Различные бордюры на шпалерах, вытканных по одному и тому же картону, были типичны для мастерских Обюссона в XVIII веке.
Так, например, в коллекции дворца в Брухзале, в Баден-Вюртемберге, сохранились две шпалеры из серии «Шпалеры с павлином и драпировкой», которые имеют вытканную марку мастерской Рейно, однако у них другой бордюр. Они были приобретены герцогом-епископом Лимбург-Штирум для дворца в Шпеере.
Художники короля, поставлявшие картоны мастерам-ткачам в Обюссоне, проектировали различные обрамления в каждом случае повторения одной и той же серии. Их картоны находились под общим контролем королевской администрации. В них прослеживается очевидное влияние шпалер, заказанных королем и вытканных на мануфактуре Гобеленов или шпалерной мануфактуре в Бове по проектам больших мастеров, например «Изящных вердюр» с животными и птицами, созданных Ж.-Б. Удри в 1730-х гг. для Бове.
Данная шпалера-вердюра может быть поставлена в один ряд с лучшими шпалерами стиля шинуазри, вытканными во Франции в 18 веке. Особую ценность ей придает очень хорошая сохранность полотна в целом, и цвета в частности, а также марки ткацкой мануфактуры на нижнем бордюре, что придает этому ковру особенную историческую ценность. Шпалера, несомненно, имеет высокое коллекционное значение, и может украсить собой не только частное, но и крупное музейное собрание.