Алексеев Федор Яковлевич (1753-1824) - знаменитый живописец, автор памятных исторических видов Санкт-Петербурга, Москвы и Крыма.
М.И. Теребенёв. Портрет Ф.Я. Алексеева. 1820 г.
Талантливый живописец Федор Алексеев учился в Императорской Академии художеств, до 1773 года в так называемом классе «живописи цветов и плодов», а позже был переведен в «пейзажный класс». За проявленные успехи в пейзажной живописи и блестящие знания перспективы Алексеев был награжден золотой медалью и поездкой в Венецию на три года. Художник выполнял поручение от академии – готовить театральные декорации для местных театров. Алексеев исправно выполнял свою работу, но не всегда вовремя отчитывался перед академическим советом и заслуживал частые нарекания. Больше всего Федора Алексеевича привлекали музеи Италии и живопись старых мастеров. Он с увлечением изучал пейзажную живопись А. Канале, Ф. Гварди, копировал гравюры Д. Б. Пиранези.
Алексеев вернулся в Россию с яркими впечатлениями от знакомства с европейским искусством, с огромным желанием писать пейзажи. Академия встретила своего пенсионера сдержанно, и вместо участия в конкурсе на звание академика, ему предложили работу декоратора в театральном училище.
До 1786 года Алексеев работал в училище, но расставался с мечтой о творчестве, он регулярно посещал Эрмитаж и копировал там картины западноевропейских мастеров: Г.Робера и Ж.Берне. А.Канале и многих других. Успех копий, блестяще передающих композицию, колорит и общий замысел оригинала, превзошел все ожидания. Копийные работы не только принесли славу художнику, но и подарили возможность творчески заниматься пейзажной живописью.
В историю русского искусства Ф. Я. Алексеев вошел как автор классического пейзажа, в творчестве которого гармонично соединились традиции русской школы живописи и европейского искусства. Общий замысел произведение, его блистательное воплощение от построения композиции и общих планов до колористического решения и проработки деталей, в основе всего этого - художественные принципы классицизма. Были ли это пейзажи Италии, виды Петербурга или Москвы – везде художник соблюдает традиционные законы перспективы и театральных кулис. В центре полотна художник пишет панораму города в тающей туманной дымке перспективы дальнего плана, затем композиционно обрамляет этот вид архитектурными элементами или деревьями, фланкирующими пейзаж, и, наконец, прописывает детали первого плана. Такая детальная проработка фигур, занятых в сюжетном повествовании, привлекает внимание зрителей своей подробностью.
Расцвет творчества Ф. Я. Алексеева относится к 1790-1800 годам. Самой известной работой Ф. Я. Алексеева этого периода «Вид Петропавловской крепости и Дворцовой набережной» (1793), за которую он получил звание академика перспективной живописи. Все пейзажи Петербурга отличаются мастерством исполнения, великолепно найденными композициями, позволяющими развернуть панораму города в выгодном ракурсе. Алексеев пишет Петербург с Невы, подчеркивая художественные особенности набережных, строенной архитектуры, отраженной в воде.
После получения звания академика живописи Ф. Я.Алексеев стал известным художником, был удостоен чести исполнять заказы императорского двора. В 1795 году Алексеев едет в творческую поездку в Крым и Новороссию, по местам путешествия Екатерины II. В 1790-е годы появляется новый замечательный цикл работ с видами городов юга России. Самый важный заказ для художника заказ – написать виды Москвы, поступил от Павла I. Больше года художник провел в Москве, изучая историю московской архитектуры, делая многочисленные зарисовки монастырей и церквей. Алексеев собрал большой материал для работы над историческими видами Москвы.
Центральным архитектурным памятником в его знаменитой серии стал ансамбль древнего Кремля. Произведения были одобрены царской семьей, а также имели большой успех у аристократической публики в Москве и Петербурге. Когда Ф. Я. Алексеев завершил работу над московским циклом, он вернулся к теме Петербурга. В конце 1790-х Алексеев возглавил класс перспективной живописи в Академии художеств. Наступил новый этап в творчестве художника. Если раньше его больше интересовали архитектурные виды города, то теперь он стал тяготеть к сюжетному мотиву. Улицы, площади, набережные и проспекты в картинах Алексеева заполняются фигурами людей, они словно одухотворяются жизнью. При всем стремлении художника к динамике происходящего, сцены, разворачивающиеся перед зрителем, отличаются статичность и театральностью постановки.
Однако, значительный шаг сделан. Произведения Алексеева романтического характера приобретают большую документальность и живописность исполнения. С годами творчество художника оказывается все меньше востребованным, заказов становится меньше. Доведенный до отчаяния Ф. Я. Алексеев умирает в бедности, а его семья вынуждена жить на пособие от Академии.
Наследие Ф. Я. Алексеева – это богатейший вклад в историю Государства Российского, его творческий опыт стал примером для многих поколений художников. Образ Петербурга, созданный в произведениях Алексеева, и по сей день жив в памяти и в сердцах наших современников, вы можете посмотреть антикварные картины данного живописца в нашем каталоге.