Энциклопедия
Ампир
стиль мебели

Стиль Ампир – одно из самых значительных и ярких явлений в культуре России и Европы. Ампир охватил все сферы и жанры изобразительного искусства и архитектуры, нашел блестящее воплощение в антикварной мебели и декоративно-прикладном творчестве.

 Стиль Ампир

Стиль Empire (в переводе с французского, империя), символизировал могущество политики Наполеона, который хотел окружить себя пышностью и роскошью, как древнеримский император. В основе французского ампира лежала классическая античная традиция с ее явным тяготением к совершенству форм и пропорций и ордерной системе. Архитектурные элементы наряду с атрибутами воинской славы стали той неотъемлемой частью декора предметов, которые определяли парадный характер интерьера.

Предвестником стиля ампир во Франции можно назвать Жака-Луи Давида, в творчестве которого тема воинской добрести и воинской славы древнеримских героев прозвучала очень ярко. Но наиболее полно и цельно стиль империи был выражен в интерьерных проектах французских архитекторов Пьера Фонтена и Шарля Персье. Их можно назвать законодателями ампира, распространению которого способствовал не только их творческий опыт, но и созданный ими знаменитый альбом с образцами мебели и предметов интерьера. В альбоме очень подробно и наглядно разбирались конструктивные особенности изделий, а также их декор, в котором преобладали традиции древнеримского и древнеегипетского искусства. Мебель классических строгих форм богато украшалась колонами и пилястрами, головками кариатид и грифонов; подлокотники кресел и диванов оформлялись фигурами сфинксов и лебедей, а ножки покоились на львиных лапах. Эти выразительные и без того элементы декора дополнялись символами воинской славы: венками, скрещенными мечами, клинками, копьями, воинскими шлемами, щитами, знаменами. Они призваны проиллюстрировать тот милитаристский дух, который был характерен имперскому мышлению. Столы, консоли, массивные шкафы и комоды декорировались золоченой бронзой великолепного качества литья и чеканки. Если для французской мебели ампир – это последний период классицизма, то для русской мебели такое строгое деление не характерно.


Ампирные черты, присущие русской парадной мебели первой трети XIX столетия, не стали всеобщим явлением, а определяли стиль дворцовой обстановки. Влияние французского ампирного искусства сказалось на русском парадном интерьере достаточно широко. Однако наши отечественные архитекторы и краснодеревщики создали свой неповторимый вариант стиля ампир. Его законодателями стали замечательные мастера, прославленные архитекторы: А. Н. Воронихин, В. П. Стасов, К. Росси, О. Монферан. Новой задачей архитекторов становится создание цельного гармоничного пространства в интерьере. В связи с изменением статуса парадной мебели и обновления пластического языка декора появляется потребность в создании мебельных ансамблей. Именно в это время возрастает число гарнитуров, в которых ценится своеобразие каждого комплекта.

В парадной мебели мастер употреблял дорогостоящие материалы и более тщательно занимался ее отделкой. Качество русской ампирной мебели было значительно выше предыдущего периода. В России начала XIX для фанеровки мебели использовали красное дерево и карельскую березу, а украшали ее резьбой, а также золоченой и патинированной бронзой. Мастера достигали совершенства в искусстве полировки и обработке бронзовых золоченых накладок, а главное, в технике подбора шпона, выгодно демонстрирующего текстуру древесины. В мебели из красного дерева доминирует фанерование «с пламенем», что делало даже простой предмет весьма эффектным. Для утверждения идеалов имперской власти и государственной мощи, которые воплощались в образном строе парадной мебели, лучше всего подходил торжественный язык французского ампира.

Интересен тот факт, что мебель в ампирном стиле изготавливалась в России задолго до наполеоновского нашествия. Так, в 1806 году управляющим Кабинетом его величества графом Д. Е. Гурьевым был поднесен в дар Александру I гарнитур из двадцати шести предметов из шпалерного кабинета. Своей монументальностью он был близок торжественным образцам французского ампира, основное значение которых – репрезентация. В этом комплекте воплотилась идея государственной и военной мощи, которая в тревожное время противостояния двух великих держав звучала особенно выразительно. Несмотря на т, что этот гарнитур не имел прямых аналогий во французской мебели, по своему духу он был похож на предметы мебели, украшавшие интерьеры наполеоновских дворцов.

Сегодня произведения стиля ампир, особенно раннего его периода (начала XIX века) – достаточно редкое явление на антикварном рынке. Коллекционная ценность русского ампира с его неповторимыми художественными особенностями очень велика.