Энциклопедия
Апостол Петр
иконографический образ

Апостол Петр почитается Христианской Церковью как главный из проповедников Слова Божия.

Сведения о его жизни находятся в евангельских текстах и апокрифических сказаниях. Петр (в переводе с греческого означает «камень») - это один из двенадцати апостолов, современников Христа во время Его земной жизни.

До встречи со Спасителем он звался Симоном, жил в Капернауме и занимался рыболовством. Петр и его брат Андрей первыми были призваны Христом к апостольскому служению. После призвания на апостольство Симон стал Петром. Петр занимал особое положение среди двенадцати апостолов. Как звучит в святом писании, Христос сказал ему: « Ты Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её; и дам тебе ключи Царства Небесного» .

По словам святителя Иоанна Златоуста, Петр стал «пламенным вождем апостолов, горящим и пламенеющим Духом Святым», «светильником Вселенной» и «неподвижной скалой Веры». С глубокой древности Петр чаще всего изображался вместе с другим первоверховным апостолом Павлом.

На Руси их изображения появляются в домонгольское время. Наиболее типичны композиции с фигурами, слегка повернутыми друг к другу, тем самым передается духовное единство обоих, а так же встречается их изображение в фас, или в ряду деисусного чина иконостаса.

Среди сохранившихся икон самая знаменитая- это «Петр и Павел», датируемая XI веком из Новгорода. Она хранится в новгородском художественном музее и не теряет своей божественной благодати.

В XV веке их культ получил широкое распространение, их именем называли храмы и монастыри. Самый первый храм в Санкт-Петербурге Петропавловский собор носит имя прославленных святых, хранителей города. В древнерусской живописи есть иконы, где Петр и Павел изображались по отдельности. Такая иконография тоже была популярна. При жизни апостолы не были знакомы и проповедовали в разных местах. Их связывало лишь духовное родство и единство веры.

Фигура Петра представлялась в рост, в апостольских одеждах, над головой нимб, лик спокоен и одухотворен. Главным атрибутом Петра стали ключи от рая, куда он по легенде вел праведников.

 В иконах средневекового периода облику присуща некоторая условность письма, в более поздних изображениях XVIII - XIX веков внимание иконописца привлекают детали, орнаменты одежд, которые он прописывает с особой тщательностью. Лик святого прописан в академической традиции, трактовка образа более реалистична, чем, например, в иконах XVI века.

Например, в иконах «Страшный суд» Петр изображался во главе праведников, идущих в рай. Цветовая гамма икон так же менялась в зависимости от школы или иконописного центра. Новгородские иконы значительно отличались от московских или псковских.

Размер и формат икон зависел от их места в храме. Наряду с изображением в полный рост, писались и поясные образы, о также житийные иконы с клеймами. Поздние иконы апостола Петра второй половины XIX века исполнялись не только иконописцами при храмах и монастырях, но и знаменитыми русскими живописцами, такими например, как К. Блюллов, А. Иванов, Ф. Бруни и многими другими. Для этих образов характерна особая торжественность и величие, богатство красочной палитры и точность рисунка, а главное их отличие - академическое письмо.