Безниточная аппликация из тканей
Один из уникальных примеров в истории прикладного искусства, когда технологические разработки, соединяясь с творческой мыслью, дают великолепный результат – художественное произведение. Теоретики еще долго могут спорить, достижение ли это научной мысли, или дизайнерская находка.
В начале 1960-х годов группа ленинградских технологов, работавших в смежных с материаловедением и химией областях, разработали способ безниточого соединения тканей. В те времена эта замечательная идея не нашла применения в декоративном творчестве, и была утрачена.
Только пятьдесят лет спустя, в 2013 году в Санкт-Петербурге техника безниточной аппликации из тканей была восстановлена и стала использоваться в изготовлении интерьерных картин-силуэтов. Процесс создания произведения последователен и прост. Начинается все с рисунка силуэта, потом появляются детали, добавляющие ему оригинальности. Затем изготавливаются точные лекала и подбираются ткани, необходимые по дизайну. В зависимости от художественной задачи и замысла мастер использует парчу, шёлк, ситец, бархат, шифон или трикотаж. Для усиления декоративного эффекта очень часто используются дополнительные материалы — фрагменты страусиных перьев, кружево, стразы, мелкие металлические детали. Фрагменты аппликации вырезаются вручную, мелкие узоры собираются под лупой.
Особенность данной технологии - ровный, без бахромы, срез деталей аппликации, чего сложно добиться при обычном разрезании «сыпучих» тканей. Именно эта особенность позволяет создавать изящные картины-силуэты, что в принципе исключает и возможность их подделки. В итоге все исходные детали аппликации соединяются на тканевой основе, которая служит фоном картины, а под ткань подкладывают подходящий по формату более плотный материал – дерево, пластик, картон. Затем произведение оформляется деревянной рамой со стеклом, иногда с деревянным кантом и разнообразными нарядными паспарту. Картины, выполненные в безниточной аппликации, отличаются мастерством исполнения, богатством тканевых фактур, сложностью композиций. Они создают иллюзию объёма и перспективы. Способность некоторых тканей отражать свет, «играть» цветами, — позволяет создавать неповторимые произведения декоративно-прикладного искусства.
В технике безниточной аппликации под коллективным псевдонимом Emma d'Applique работает единственная группа мастеров из Санкт-Петербурга. Картины-силуэты Emma d'Applique украшают дома и офисы в России, Германии, Финляндии, Болгарии, США.
Ручная работа и эксклюзивность техники препятствует созданию большого количества картин и большого количества их повторов. За последнее время были созданы и проданы коллекции картин-силуэтов по мотивам песен Александра Вертинского, балетная серия, картины с животными, птицами, рыбами, цветами, картины для оформления гостиных и детских комнат. Антикварные картины-силуэты Emma d'Applique — оригинальное украшение интерьера, которое может быть выполнено под заказ.