Энциклопедия
Архангел Гавриил
иконографический образ

Архангел Гавриил - один из главных и почитаемых апостолов из высшей иерархии Светлых сил.

Имя его в переводе с еврейского языка означает «Крепость Божия»- он «воплощение возвестителя». Гавриил сообщил Адаму в Раю, о том, что нельзя вкушать яблоко с древа познания добра и зла, и поведал о рождении Иоанна Предтечи, обучил Сифа книжной премудрости и принес Марие благую весть о рождении сына Спасителя мира. Архангел Гавриил почитается верующими во всем мире, он покровительствует людям искусства, поэтам, писателям, артистам. Самое главное из его божественных деяний то, что Гавриил дарит родителям надежду на благодатное зачатие и развитие ребенка.

В иконописи Гавриил изображается в образе благообразного юноши с нимбом и крыльями за плечами, с пышными волосами, перевязанными по лбу лентой. В руках Гавриил держал своеобразные атрибуты, которые были непосредственно связаны с сюжетом. Чаще всего это зерцало и жезл. В иконах благовещения девы Марии это традиционно цветок или ветвь. В более поздних иконах второй половины XIX - ХХ веков Гавриил держит цветущую лилию, как символ чистоты и непорочности.

Архангел Гавриил изображался в рост в хитоне и гиматии, обычно в трехчетвертном повороте в зависимости от места в храме или иконостасе. Иконы с изображением Архангелов Гавриила и Михаила располагались в деисусном чине по ту и другую сторону от Христа, восседающего на троне, а за ними следовали фигуры Богоматери и Иоана Крестителя.

Образ Архангела Гавриила, как главного персонажа, появляется в иконах "Благовещенья Богоматери" и в иконах "Извещения Волхвов о рождение Спасителя". Одним из самых древних и популярных образов Гавриила стал "Ангел Златые власы", из собрания ГРМ. Это уникальное произведение новгородской школы иконописи, древний памятник XII века. К этому же периоду относится «Устюжское Благовестие», в котором две фигуры, Архангел Гавриил и Дева Мария, обращены друг к другу в словно каком-то спокойном музыкальном ритме. Строгость и лаконичность трактовки образов подчеркивает их внутреннюю силу и одухотворенность.

Последний шанс: Успейте сделать ставку! Посмотреть все

В иконах XIX века в изображении Архангела Гавриила прослеживается академическая традиция. Это больше всего касается написания ликов и одежд, в которых подчеркивается разнообразие фактур тканей, деталей костюма и атрибутов, точно переданных художниками.

Традиция одевать иконы в оклад, создавать предметы облачения и церковную утварь, получила свое развитие в XIX веке, что позволило нам сегодня любоваться редкими памятниками декоративно-прикладного древнерусского искусства. Прежде всего - это уникальные панагии и складни, оклады и престольные кресты, патиры и звездицы, выполненные из металла или серебра и покрытые цветными эмалями.

Иконы в эмалевых окладах являются коллекциоными произведениями, их художественная значимость и ценность зависит от центра или места изготовления, крупнейшими из которых были Москва, Ростов Великий и Петербург.