Аршакуни Завен Петросович (1932-2012) - талантливый живописец, один из участников легендарной группы «Одиннадцать», член ЛОСХа, член Дягилевского центра искусств СПб и академии современного искусства СПб, член–корреспондент Академии Художеств.
Аршакуни родился в 1932 году в Ленинграде, в войну потерял родителей, был отправлен в детский дом, откуда его забрал родной дядя и увез в Ереван. В Ленинград Завен вернулся только после войны и сразу поступил в среднюю художественную школу при Всероссийской Академии художеств. В начале 1960-х годов окончил живописный факультет Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина, мастерскую И.А. Серебряного.
Творчество Завена Аршакуни представляет собой целое явление в истории современного искусства. О своеобразии созданного им мира и о его природном даре говорят не только друзья и критики, но и зрители, очарованные его произведениями. Живописность работ Аршакуни привлекает внимание жизнерадостной энергией, мажорным звучанием выразительных цветовых аккордов. Созерцая его живопись, невольно проникаешься ощущением творческого подъема.
Произведения Аршакуни – это праздник цвета, это яркий и звучный колорит, замешенный на южном темпераменте художника. Аршакуни закончил один из самых консервативных вузов – Академию, но в его творческом сознании жили другие образы. Его художественная манера тяготела к русскому народному творчеству, к иконописи Андрея Рублева, к живописи постимпрессионистов. После окончания Академии Арашакуни поступил в союз художников (СПб), а с 1966 года стал работать художником-декоратором в ТЮЗе у З.Я. Корогодского. Именно в театре Аршакуни чувствует свободу самовыражения, которую он передает через обобщенность образов и цвет. Он оформляет около девяти различных по настроению и художественному стилю спектаклей, одним из дебютных стала постановка «Трень-брень». Театр расковывал воображение художника, давал много возможностей для творчества.
Признание к художнику пришло после скандальной выставки группы «Одиннадцать в ЛОСХе» в 1972 году. Художников объединяло творчество, свободное от идеологических догм и социальных штампов. Их выступление было смелым вызовом консервативной системе и официальному искусству. Они были категорически против самого понятия "система", душившего творческий процесс. Творчество Аршакуни многогранно. Его работы покоряют живописностью и чистотой цвета. Он писал пейзажи, натюрморты, портреты, занимался станковой графикой, вырезал скульптуры из дерева, делал мебель и расписывал ее, оформлял детские книги своими оригинальными рисунками. К чему бы ни прикасалась рука мастера, все получалось сказочно волшебным по своему замыслу и декоративному воплощению. Аршакуни создавал великолепные витражи и предметы прикладного искусства, расписывал фарфор.
Любимыми темами творчества художника были праздники, цирк и театр. Аршакуни писал картины на евангельские сюжеты, трепетно относился к теме материнства, семьи и дружбы. Одним из любимых мотивов творчества стали пейзажи Петербурга, который он писал в разное время суток и разное время года. В работах Аршакуни есть настроение радостного созерцания красоты зимних или солнечных летних пейзажей, дождливых и ветреных состояний. Известно, что Аршакуни никогда не писал пейзажи с натуры, делал лишь небольшие карандашные зарисовки, намечал композицию, передавал сиюминутное настроение. Картины писал только в мастерской, развивая сюжет от своего первого впечатления до радостной красочной феерии, рожденной в процессе работы.
Творческое наследие Аршакуни огромно, его участие в выставках было очень плодотворным и активным. Он участвовал в более чем трехстах проектах, из которых большая часть была персональными выставками. Имя Завена Аршакуни получило всемирную известность, его антикварные картины находятся во многих музеях и частных коллекциях.