Энциклопедия
Барокко
стиль мебели

Художественный стиль барокко (от итал. barocco – «неправильная/необычная раковина») возник первоначально в архитектуре Италии второй половины XVI века, в Риме, и был связан с именем Микеланджело Буонаротти. Этот стиль был ответом на эстетику Высокого Возрождения, рационализацию и идеализацию в искусстве, стремления к изображению отвлеченно прекрасного и идеально сбалансированного. В живописи предвестником барокко служил маньеризм, снова благодаря позднему творчеству Микеланджело, который первым стал отходить от канонов Ренессанса. Признанным мастером барокко был фламандский художник Питер Пауль Рубенс (1577-1640). Созданный им цикл портретов Марии Медичи (1620-1625 гг., Лувр) был гимном абсолютной монархии, живописной пропагандой королевской семьи. В музыке барокко связано с именами Иоганна Себастьяна Баха, Георга Фридриха Генделя, Вольфганга Амадея Моцарта и другими. Барочные арии, чаще всего, состояли из трех частей, часто использовались трелимузыкальные украшения основной мелодии.

Стиль Борокко

Как и в живописи, мебель в стиле барокко служила определенным пропагандистским целям: нарочито роскошный стиль позволял подчеркнуть богатство, могущество и власть царственных особ, укрепить авторитет королевской семьи (в живописи церковь тоже широко использовала этот прием: барочные мастера создавали грандиозные полотна на религиозные темы, изображая Страшный суд и другие сюжеты). Барокко быстро распространился повсюду, где правила абсолютная монархия, стал панегириком царской власти и символом их великолепия.

Барочная мебель, кажется, не имеет утилитарной функцииона становится настоящим произведением искусства большой художественной ценности. Высокие инкрустированные шкафы с приподнятым карнизом, бюро, кровати с массивными балдахинами, комоды, кресла, столы, консоли, туалетные столики и другие предметы интерьера были обильно декорированы витиеватыми накладками из золоченой бронзы. Использовались дорогие материалы: красное, розовое или черное дерево, палисандр и другая благородная древесина; обильно использовался текстиль; мебель покрывалась лаком. Окна застилали массивные шторы с ламбрекенамибархатные, атласные или из дорогой парчи, чаще всего, темного бордового цвета. Пространство расширяло обилие зеркал в золоченых рамах; комнаты должны быть светлыми и просторными, с большими окнами, чтобы визуально облегчить массивную мебель. Доминировали плавные линии, текучие формы, растительный мотив в орнаменте; обильно использовались лепка и декор, накладки из золоченой бронзы. Диваны с откинутыми спинками и закругленными позолоченными ножками украшались также великолепными гобеленами ручной работы с изображением пасторальных, мифологических или жанровых сцен; все гобелены, использованные в интерьере, должны были быть в одной тематике или полностью совпадать. Круглые столы украшали мраморные столешницы, каминычасы из золоченой бронзы; парадные залы освещали свечи в резных канделябрах. В этом роскошном ансамбле сохранялись правила симметрии и гармонии для достижения наибольшего эстетического эффекта, в то же время, избегнув излишней вычурности и помпезности. Дополняли интерьер вазы, статуэтки, живописьнапример, экспрессивные и динамичные картины Рубенса в массивных позолоченных рамах с витиеватыми узорами.


Своего расцвета этот стиль интерьера достиг в эпоху Людовика XIV (1643-1715 гг.). Так как мебель имела сложную геометрическую форму, множество выпуклых и вогнутых поверхностей при обилии украшений, возникали новые техники: мозаичный набор с лакировкой, фанерование, интарсия, маркетри. Одним из известных мастеров этой эпохи был фламандец Шарль Буль, выработавший свой собственный стиль. Он фанеровал мебель черным деревом в технике маркетриукрашая ее пластинками черепах, костью, накладками из золоченой бронзы. Позднее, знаменитым мастером первой половины XVIII века был Шарль Крессан, создавший «стиль регентства» (1715-1723 гг). Мебель Крессана отличалась высоким мастерством исполнения, изящным и подвижным орнаментом, оригинальными изобразительными мотивами. Одним из его оригинальных художественных приемов было украшение мебели изящными женскими головками с высоко зачесанными волосами из золоченой бронзы (espagnolettes).

Барокко доминировал до середины XVIII века, когда на смену ему во Франции пришел рококоновый придворный стиль, еще более причудливый.

Таким образом, интерьер эпохи барокко превращался в роскошный художественный ансамбль, призванный подчеркнуть высокий статус и положение его владельца. Стиль барокко очень популярен и сейчас, в современном интерьере, благодаря своей роскоши, безошибочной узнаваемости и безупречному стилю антикварной мебели.