Художественный стиль барокко (от итал. barocco – «неправильная/необычная раковина») возник первоначально в архитектуре Италии второй половины XVI века, в Риме, и был связан с именем Микеланджело Буонаротти. Этот стиль был ответом на эстетику Высокого Возрождения, рационализацию и идеализацию в искусстве, стремления к изображению отвлеченно прекрасного и идеально сбалансированного. В живописи предвестником барокко служил маньеризм, снова благодаря позднему творчеству Микеланджело, который первым стал отходить от канонов Ренессанса. Признанным мастером барокко был фламандский художник Питер Пауль Рубенс (1577-1640). Созданный им цикл портретов Марии Медичи (1620-1625 гг., Лувр) был гимном абсолютной монархии, живописной пропагандой королевской семьи. В музыке барокко связано с именами Иоганна Себастьяна Баха, Георга Фридриха Генделя, Вольфганга Амадея Моцарта и другими. Барочные арии, чаще всего, состояли из трех частей, часто использовались трели – музыкальные украшения основной мелодии.
Как и в живописи, мебель в стиле барокко служила определенным пропагандистским целям: нарочито роскошный стиль позволял подчеркнуть богатство, могущество и власть царственных особ, укрепить авторитет королевской семьи (в живописи церковь тоже широко использовала этот прием: барочные мастера создавали грандиозные полотна на религиозные темы, изображая Страшный суд и другие сюжеты). Барокко быстро распространился повсюду, где правила абсолютная монархия, стал панегириком царской власти и символом их великолепия.
Барочная мебель, кажется, не имеет утилитарной функции – она становится настоящим произведением искусства большой художественной ценности. Высокие инкрустированные шкафы с приподнятым карнизом, бюро, кровати с массивными балдахинами, комоды, кресла, столы, консоли, туалетные столики и другие предметы интерьера были обильно декорированы витиеватыми накладками из золоченой бронзы. Использовались дорогие материалы: красное, розовое или черное дерево, палисандр и другая благородная древесина; обильно использовался текстиль; мебель покрывалась лаком. Окна застилали массивные шторы с ламбрекенами – бархатные, атласные или из дорогой парчи, чаще всего, темного бордового цвета. Пространство расширяло обилие зеркал в золоченых рамах; комнаты должны быть светлыми и просторными, с большими окнами, чтобы визуально облегчить массивную мебель. Доминировали плавные линии, текучие формы, растительный мотив в орнаменте; обильно использовались лепка и декор, накладки из золоченой бронзы. Диваны с откинутыми спинками и закругленными позолоченными ножками украшались также великолепными гобеленами ручной работы с изображением пасторальных, мифологических или жанровых сцен; все гобелены, использованные в интерьере, должны были быть в одной тематике или полностью совпадать. Круглые столы украшали мраморные столешницы, камины – часы из золоченой бронзы; парадные залы освещали свечи в резных канделябрах. В этом роскошном ансамбле сохранялись правила симметрии и гармонии для достижения наибольшего эстетического эффекта, в то же время, избегнув излишней вычурности и помпезности. Дополняли интерьер вазы, статуэтки, живопись – например, экспрессивные и динамичные картины Рубенса в массивных позолоченных рамах с витиеватыми узорами.
Своего расцвета этот стиль интерьера достиг в эпоху Людовика XIV (1643-1715 гг.). Так как мебель имела сложную геометрическую форму, множество выпуклых и вогнутых поверхностей при обилии украшений, возникали новые техники: мозаичный набор с лакировкой, фанерование, интарсия, маркетри. Одним из известных мастеров этой эпохи был фламандец Шарль Буль, выработавший свой собственный стиль. Он фанеровал мебель черным деревом в технике маркетри – украшая ее пластинками черепах, костью, накладками из золоченой бронзы. Позднее, знаменитым мастером первой половины XVIII века был Шарль Крессан, создавший «стиль регентства» (1715-1723 гг). Мебель Крессана отличалась высоким мастерством исполнения, изящным и подвижным орнаментом, оригинальными изобразительными мотивами. Одним из его оригинальных художественных приемов было украшение мебели изящными женскими головками с высоко зачесанными волосами из золоченой бронзы (espagnolettes).
Барокко доминировал до середины XVIII века, когда на смену ему во Франции пришел рококо – новый придворный стиль, еще более причудливый.
Таким образом, интерьер эпохи барокко превращался в роскошный художественный ансамбль, призванный подчеркнуть высокий статус и положение его владельца. Стиль барокко очень популярен и сейчас, в современном интерьере, благодаря своей роскоши, безошибочной узнаваемости и безупречному стилю антикварной мебели.