Энциклопедия
Бернар Эмиль
(1868-1941) – знаменитый французский художник

Бернар Эмиль (1868-1941) – знаменитый французский художник, яркий представитель постимпрессионизма, основоположник символизма в европейском искусстве.

Стремление к декоративности в экспериментах с формой, цветом и линией привели Э. Бернара и П. Гогена к созданию нового стиля – клуазонизма. Название происходит от французского слова «cloison», т. е. перегородка, и теоретически связано со знаменитой техникой перегородчатой эмали «клуазоне».

Внимание художников привлекали цветовые пятна, с помощью которых они новаторски строили форму на плоскости холста. Произведение, составленное из ярких однотонных лоскутков, напоминало витражи или мозаику, где каждый цвет был оконтурен линией. Цветовые пятна находились в контрасте друг с другом и не имели переходов. Однако же картина не теряла цельности и колористическую гармонию. Эмиль Бернар добивался декоративности в произведениях, усиливая эффект выразительности.

Э. Бернар родился во Франции в городе Лилль, и почти с ранних лет воспитывался бабушкой, которая поддерживала занятие внука живописью и была первой поклонницей его таланта. После учебы в парижском коллеже Сен-Бар юноша поступает в художественную студию Кормона (1884), где творческая атмосфера стала залогом развития его таланта. Бернар учился в замечательной компании. Луи Анкетен и Тулуз-Лотрек были не только его соучениками, но и стали большими друзьями. Они были молоды, талантливы, полны творческих сил. Уже в первый год обучения Бернар экспериментировал с цветом, отказываясь от академических канонов. Но закончить образования он не смог, за чрезмерную «выразительность в картинах» его исключают из учебного заведения. Э. Бернар отправляется путешествовать по Британии. Он был очарован местным колоритом и удивительно красивыми пейзажами этой страны.

Летом 1886 года он познакомился в Понт-Авене с Гогеном. Их дружба стала знаменательной для обоих. Их творческие стремления и темперамент, а также желание экспериментировать с формой и цветом стало залогом нового направления в изобразительном искусстве – символизм.

Э. Бернар пережил увлечение импрессионизмом, увлекся живописью Сера и полюбил пуантилизм, а потом обратился к творческому наследию П. Сезанна. Дружба Бернара с Тулуз Лотреком, Гогеном и Ван Гогом крепнет, они не только обмениваются своими достижениями в плане живописи, но и устраивают выставку в Париже в ресторане на авеню Клиши. Луи Антекен и Эмиль Бернар совершенствуются в новом стиле клуазонизм. Самая узнаваемая и известная работа Бернара этого периода называется «Уборка пшеницы», написанная в 1888 году. Картина привлекает внимание выразительностью художественного решения. Декоративный ритм пятен был основан на сочетании красного, белого и черного цветов. Бернар был близок к синтетическому упрощению выражения своей идеи. К этой цели он шел вместе с Гогеном, и утверждал, что именно он повлиял на оригинальную художественную манеру своего друга. 

Картины, созданные Бернаром в Понт-Авене, производили впечатление новаторством своих идей: «Улица Роз в Понт-Авене», «Сборщицы яблок в Понт-Авене», и, наконец, картина «Le Pordon de Pont-Aven», которую Гоген выменял у Бернара и копировал ее несколько раз.

Стиль Бернара был очень эффектен, об этом говорят следующие знаменитые его работы «Автопортрет с портретом Гогена», «Портрет бабушки», «Бретонки с зонтиками», «Купальщицы» и многие другие. Линейный ритм, насыщенный цвет, простота форм, игнорирование деталей - вот что объединяло эти произведения друг с другом и роднило со многими произведениями Гогена и Ван Гога этого же периода. Итогом их колористических и формообразующих исканий стал символизм.

Свои пейзажи с видами окрестностей Парижа и Понт-Авена Бернар показал в кафе «Вольпини» и имел большой успех. 1890-е годы Бернар много путешествует. Он побывал в Испании, в Италии, Греции, а потом отправляется в Египет, около одиннадцати лет живет в Каире. В Париж Бернар вернулся в 1904 году.

Поздний период творчества Бернара, отличается от всего того ,что он создавал в конце прошлого века. Увлеченный искусством эпохи Возрождения, он отходит от символизма в своем искусстве, и стремится вернуться к академическим традициям. Он пишет свои картины в стиле неоклассицизм, обращается к религиозным и библейским сюжетам. Светская живопись так же имеет место в его творчестве. Характерным примером могут служить изображения купальщиц, обусловленные влиянием на художника нового стиля Ар Деко, центром развития которого был Париж.


Творчество Эмиля Бернара занимает одну из ярких страниц в истории Французского искусства, его картины находятся в крупнейших музейных собраниях и частных коллекциях.