Энциклопедия
Бидермейер
стиль мебели

Бидермейер (Biedermeier) — художественный стиль, характерный для немецкого и австрийского искусства, который больше всего проявился в эстетике интерьера второй и третей четверти XIX века. Шутливое на первый взгляд название «Бидермейер» произошло от псевдонима немецкого поэта Людвига Айхродта, который пожелал называть себя Готлиб Бидермейер, что означало простодушный господин Майер.

Стиль Бидермейер

Стиль отражал культуру быта средний руки буржуа в Германии или русского помещика в России. Стремление к домашнему уюту и спокойной семейной жизни после десятилетия войн и революционных событий было совершенно естественным явлением. Если давать характеристику стилям, то бидермейер, подоспевший на смену помпезному ампиру, соединил в себе традиции классицизма и романтизма, успев освежить в памяти английский стиль с его стремлением к простоте, скромности и рациональности, зарекомендовав за собой такие критерии стиля, как прочность, добротность и комфорт. Уютно меблированные комнаты с множеством мягких кресел, кушеток, диванов, маленьких столиков, бюро, этажерок, секретеров располагали к размеренному течению жизни. Человек, находящийся вдали от политики и государственных забот, придавался размышлениям, неторопливой переписке и встречам с друзьями, играл в настольные игры, читал книги, воспитывал детей. Дамы занимались рукоделием, скучали, глядя в окно, вздыхали над любовными романами, отдавали распоряжения по хозяйству.

Немецкий живописец Карл Шпицвег, рассказавший нам о жизни городских обывателей, был ярким представителем стиля бидермейер. В его картинах великолепные жанровые зарисовки погружают нас в романтику, овеянную юмором и семейной идиллией.

В России этот стиль совпал с Пушкинским временем, и знаменитые интерьеры 1820-х 1830-х гогодов стали примером классической обстановки дворянских домов. Романтическую линию, созвучную бытописательству, развивали в своём творчестве В. А. Тропинин, А. Г. Веницианов, С. Ф. Щедрин. Благодаря их работам, мы знаем, каково было убранство гостиных, библиотек, кабинетов, туалетных и дамских комнат того времени. Характерные особенности стиля бидермейер – плавные, слегка изогнутые линии спинок диванов и кресел, обитые тканью упругие подлокотники в виде валиков, точеные ножки столов и секретеров, использование тканей для обивки простых рисунков. Золочение и резьба использовалась в исключительных случаях. Мастера, отходя от парадного декора, ориентировались на стили эпох английского Регентства и короля Георга IV. Они брали за основу конструктивные особенности мебели этого периода, приспосабливая её для быта, смягчая углы и прямые линии.

Практичность и проста, функциональность и основательность предметов интерьера, классические формы антикварной мебели, спокойная цветовая тональность тканей – этот художественный стиль был лишён какой-либо символики и идеологии, служил потребностям человека.