Энциклопедия
Богданов-Бельский Николай Петрович
знаменитый живописец

Богданов-Бельский Николай Петрович (1868-1945) — знаменитый живописец, пейзажист, автор жанровых картин, академик и педагог.

Богданов-Бельский Николай Петрович, художник

Н. П. Богданов-Бельский родился в 1868 году в далеком селе Бельского уезда в семействе незажиточного крестьянина. Семья жила бедно, и когда у юноши проявились способности к рисованию, родители его отдали в иконописную мастерскую Троице-Сергиевой лавры, надеясь, что сын обретет благородную профессию и «выйдет в люди». Их ожидания оправдались. Николай стал замечательным художником, в 1889 году окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества.

Богданов-Бельский учился у В. Д. Поленова, В. Е. Маковского, И. М. Прянишникова, у знаменитых талантливых педагогов. За дипломную работу «Будущий инок» он получил большую серебряную медаль и звание «классного художника», а когда через год картину переставили на выставке передвижников, была отмечена критиками, Павел Третьяков заказал с нее копию, а оригинал был передан великой императрице М.Ф. Романовой. Художнику удалось создать замечательный диалог двух поколений, в выразительных образах паломника и юного отрока. За этой картиной виделось будущее большого мастера. Богданов-Бельский стал студентом АХ.

Самой большой удачей для Богданова-Бельского было знакомство с И. Е. Репиным, в мастерскую которого он пришел в 1894 году, ему посчастливилось поучиться и в Париже. Европа произвела на художника огромное впечатление, вдохновила на новые поиски и обновления цветовой палитры. Раннее творчество Богданова-Бельского отмечено интересом к народной теме.

В 1990-е годы он пишет много жанровых произведении о деревенской школе. Самой известной из них стала картина «Устный счет» (1896). Перед зрителем оживленная сцена – группа мальчишек, столпившихся у школьной доски, решают сложный пример. Так называемая «хоровая картина» написана в традициях реалистического жанра. Художник подчеркнул характеры каждого из героев. Привлекает внимание паренек на первом плане картины. Его мимика передает внутренние переживания. Он отошел в сторону от ребят, пытаясь сложить непослушные цифры и не ошибиться. Прообразом учителя арифметики стал С. А. Рочинский, видный математик Московского университета. Трогательная по своему характеру изображения картина «Ученицы» (1891). Русские образы сказочных Аленушек за чтением книг. Сколько сосредоточенности в лицах девочек, увлеченных интересным занятием. Художнику была близка эта тема, так как он сам когда-то ходил в такую же сельскую школу, учился писать и читать, навещал с одноклассниками больного учителя, бывал на воскресных чтениях. Богданов-Бельский всегда ярко и в духе времени обнажал проблемы современного ему общества. Он всегда выгодно мог развернуть композицию, сосредоточить внимание зрителя на лицах, не упуская и красноречивых деталей. Художник выступает как бытописатель, рассказывая о всех подробностях жизни своих любимых персонажей. В его картинах всегда звучит многоголосье и детский смех. Он раскрывает образы детей в живой игре, в занятиях музыкой и уроками.

Последний шанс: Успейте сделать ставку! Посмотреть все

Богданов-Бельский погружает зрителя в атмосферу сельской жизни XIX века. Колорит картин этого времени отличается яркостью красок и свежестью палитры. Работы словно пронизаны светом, заставляя цвета гореть в полную силу. Пейзажная живопись Богданова-Бельского отличается лирическим характером. Подчеркивая в своих работах красоту русских лесов, заливных лугов, он добавлял в картину жанровый мотив, оживлявший все вокруг, связывающий человека и природу. Он верит в эту гармонию и вдохновляющую силу этого союза. Богданов-Бельский был замечательным портретистом, и создал много образов своих современников. Художник всегда занимал активную жизненную позицию, возглавлял общество молодых художников Куинджи, стал действительным членом АХ. Но после революции меняются жизненные обстоятельства, после 1920 года Богданов-Бельский оставил Россию и обосновался в Латвии. Его творческий путь за рубежом также был полон творческих открытий, выставочной деятельности как художника, педагога и общественного деятеля, представлявшего русскую живопись на западе.